Наш интерес в области сверхсознания
Как сказал А.Франц, искусству угрожают два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником. Близко к этому утверждению высказывание
Специализация работ Института в области «сверхсознательного» была выбрана в связи с тем, что в процессе освоения студентами технологии актерского искусства у них возник внутренний конфликт между Мастером (технологией) и Художником (искусством), отрицательно влияющий на их созидательную активность.
Стремление осмыслить возникшую проблему, вызвало необходимость обратиться к научным источникам, освещающим данную проблему. Современная научная гипотеза о зависимости степени интеллектуального и творческого развития от функциональной организации головного мозга оказалась достаточной для формирования предположения о частичном, но очень значимом, несоответствии современных педагогических методов, приемов тем или иным индивидуальным врожденным качествам обучающихся.
Для решения возникшей проблемы в Институте была создана научно-практическая лаборатория «GENIUS», в работе которой приняли участие ученые лаборатории электрофизиологии высших функций мозга Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. (далее — лаборатория ИВНД). Цель совместного проекта — исследовать нейрофизиологическую структуру сознательных и бессознательных компонентов творчества, очень слабо изученную в настоящее время, и получить ответ на ряд современных вопросов, а именно:
- Какие перестройки активности мозга способствуют усилению созидательной активности человека?
- Существуют ли вообще паттерны пространственной организации ЭЭГ, соответствующие оптимальному для активизации творческих процессов функциональному состоянию мозга?
- Какие изменения в пространственной организации биопотенциалов головного мозга способствуют достижению состояния творческих озарений?
- Могут ли творческие озарения, относимые к бессознательным процессам, возникать не только спонтанно, но и в результате произвольного управления и специальной тренировки?
С точки зрения нейрофизиологии способ активизации творчества, прежде всего, должен включать регуляцию функционального состояния мозга как преднастройки в подготовительной фазе процесса. То есть в результате использования каких-либо функциональных нагрузок (соответствующего способа) можно было бы обеспечить наиболее оптимальные условия для протекания творческих процессов. Однако адекватного способа в известных практиках не существовало.
Поиски такого способа привели к выбору комплекса, включающего дыхательные, двигательные, голосовые и речевые упражнения, выполняемые в определенном режиме. В дальнейшем стало ясно, что этот комплекс приводит к согласованной работе сознательные и бессознательные компоненты творчества и является «регистром» управления механизма сверхсознания без вмешательства со стороны; это позволяет достигать специфического психического состояния, называемого озарением, и длить его во времени (Дащинская, патент изобретения № 2157707, приоритет от 01.06.1999 г.). Это изобретение было признано Патентным ведомством РФ пионерским, т. е. не имеющим мировых аналогов.
Разработанные на основе изобретения прорывные технологии и творческие образовательные программы условно назвали способ «Технология сверхсознания» (разработчик Дащинская). Данный способ прошел длительную апробацию и внедрен в учебный процесс Института с целью развития способности к инновационной деятельности студентов и лиц, обучающихся в рамках дополнительного образования.
Универсальность способа «Технология сверхсознания» позволила ввести его в практику лаборатории ИВНД с целью достоверного определения наличия или отсутствия у индивидуума задатков к инновационной деятельности, проявление и развитие этих задатков в процессе обучения, и контроля конечного результата этого обучения.
Результаты наших исследований многократно докладывались на Ученом совете Института, Ученом совете НИИ ВНДиНФ РАН, на научных конференциях, в том числе международных, публиковались в печати, освещались на телевидении.