Идея создания при нашем институте Детской школы философии и творчества — Школы юных инноваторов, не принадлежит его сотрудникам. Этому предшествовал совершенно парадоксальный случай.
Как не покажется странным, но с такой идеей выступили родители, чьи дети не испытывали никаких трудностей и были вполне успешны. Они хорошо учились, активно занимались спортом, проявляли интерес к различным видам искусства, были здоровы и без вредных привычек. То есть совершенно нормальные дети. Что еще нужно, живи и радуйся?! Но именно эта «нормальность» и не устраивала родителей. Как высказалась одна родительница о своем сыне, «в нем нет буйства красок, одна холодная норма».
Верно, норма и вдохновение — «две вещи не совместны»; творчество, как известно, не исчерпывается умением. Однако если нет умения, то нет и творчества. Как сказал Ф. М. Достоевский, «но тот еще не художник, кто, обладая умением, не умеет встать выше умения»! Именно этим определяется мера талантливости и гениальности лиц независимо от возраста и рода деятельности. Если представитель любой профессии не способен выйти за рамки принятых норм и стандартов, то результатом его деятельности не может стать «чудотворение» — нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью.
Результатом его стараний будет лишь ремесленная поделка — «одна холодная норма».
В каждом дремлет творческий гений, нужно только его пробудить.
Как утверждал великий К. С. Станиславский, в каждом человеке дремлет творческий гений, нужно только его пробудить и выпустить на волю. Таланту обучить невозможно, тем более гениальности, а вот пробудить в ученике дремлющего в нем созидателя, выпустить его на волю и направить в нужное русло — обязанность педагогов. Часто бывает так, что именно в тех, в ком «буйство красок» не на виду, заложены такие невероятные возможности, что стоит только «приоткрыть дверцу» и это уже не «серая мышка» — тайфун!
В нашей практике много таких случаев. Думается, именно этот факт явился основной причиной инициативы родителей.
Надо сказать, что инициатива родителей была вполне оправдана. В это время идейные вдохновители обучались в нашем институте на Курсах для разнопрофильных специалистов и имели четкое представление о его направленности и эффективности обучения. Пройдя во время своего обучения весь путь порождения нового, и открыв для себя перспективы этого дела, они сделали все возможное, чтобы появилась такая школа для их детей. Поражает их чутье и дальновидность. Как известно, сегодня главным критерием оценки пригодности специалиста становится именно его умение создавать новое, неповторимое.
Школа эффективно работает уже 15 лет
Так появилась эта уникальная Школа, эффективно работающая вот уже 15 лет. Ее первые выпускники — успешные молодые люди; у некоторых уже свои «бунтари», которые, посещая наши занятия, так же, как в свое время их родители, смело отстаивают свои позиции и поражают своей изобретательностью.
За этот период времени Школу посетили сотни детей и подростков. Здесь они решают свои проблемы, обучаются красноречию, постигают тайны мироздания и создают собственные «шедевры». Серьезные и смешливые, тихие и неуравновешенные, как все дети они обожают секреты, бунтуют против несправедливости и страдают от непонимания. А еще, они не выносят официальных названий. Детское словотворчество породило новое название Школы — «Валашвеш». Из их объяснений следует, что это понятие содержит глубокий смысл и переводится «с известного только им языка» как выявление божественной сути в каждом человеке, т. е. его таланта, что, по их мнению, точно передает суть Школы. Что ж, вполне возможно, ведь мир творчества полон тайн и парадоксов.