— 

Сверхсознание и современная наука

Как известно, большое внимание понятию «сверхсознание» уделял выдающийся ученый физиолог, академик РАН П. В. Симонов. Отталкиваясь от работ К. С. Станиславского, он глубоко исследовал роль сверхсознательного в сфере искусства. Одновременно с ним эту тему разрабатывал известный психолог М. Г. Ярошевский, который рассматривал категорию сверхсознания в сфере научного творчества.

Так, согласно представлениям П. В. Симонова, в мышлении участвует не только сознание, но и пограничные с ним подсознание и сверхсознание; «взаимодействие осознаваемых и неконтролируемых сознанием этапов пронизывает всю работу мышления». С его слов, «психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание. Сознание оперирует знанием, которое может передано другому, к сфере подсознания относится автоматизированные навыки, усвоенные нормы и мотивационные конфликты». К подсознанию ученый относит и те проявления интуиции, которые «не связаны с порождением новой информации, но предполагает лишь использование ранее накопленного опыта».

Сверхсознание П. В. Симонов интерпретирует как механизм творческой интуиции, связанный с получением принципиально новой информации, не бывшей ранее, и оригинального продукта. По мнению ученого, сверхсознание (творческая интуиция) — это первоисточник всякого прогресса в развитии человеческой цивилизации, в завоеваниях науки, в откровениях искусства, в совершенствовании этических норм. Если роль подсознания — в освобождении мышления от излишней работы и психологических перегрузок, то роль сверхсознания — расширение продуктивной сферы сознания: формирование новых знаний.
«В мышлении, — пишет П. В. Симонов, — сверхсознание дает пробы нового, проектирует и предлагает неожиданное и, может быть, даже невероятное».
Назначение сверхсознания — «пробивать пути нового». Такое «включение сверхсознания в мыслительную работу называют обычно интуицией, а состояние, при котором она смело и щедро включается, — вдохновением».

«Назначение сверхсознания — „пробивать пути нового“»

По Симонову, нейрофизиологической основой сверхсознания является «трансформация и рекомбинация следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта». Материал для своей рекомбинационной деятельности сверхсознание черпает и в осознаваемом опыте, и в резервах подсознания.
«Тем не менее, — отмечает ученый, — в сверхсознании содержится нечто именно „сверх“, то есть нечто большее, чем сфера собственно сознания.
Это „сверх“ — принципиально новая информация, не вытекающая из ранее полученных впечатлений». В отличие от подсознания, деятельность сверхсознания «не контролируется сознанием и волей ни при каких условиях». Неосознаваемость этих процессов представляется П. В. Симоновым как защита рождающихся гипотез от консерватизма сознания и давления ранее накопленного опыта. «Не будь этой защиты, — пишет он, — здравый смысл и догматизм прочно усвоенных норм душили бы „гадкого утенка“ смелой гипотезы в момент его зарождения, не дав ему превратиться в прекрасного лебедя будущих открытий». «Сверхсознание и вдохновение, — пишет П. М. Ершов, — наиболее отчетливо проявляются в создании того, что информативно своей парадоксальностью, загадочностью. В науке — неожиданностью. Когда загадочность дает знания, и именно такие — парадоксальные, которые не могут быть выражены обиходными понятиями и требуют художественных средств воплощения в искусстве и нового термина (или формулы) в науке, то можно утверждать: здесь не обходится без сверхсознания, интуиции, творческой логики».
Открытие, как пишет математик В. В. Налимов, происходит на бессознательном уровне, слова и другие знаки не участвуют в процессе творческой работы.

Означает ли сказанное принижение сознания в творческой деятельности человеческого мозга? — ставит вопрос П. В. Симонов. Ни в коем случае! — утверждает он. — Сознание производит отбор порожденных сверхсознанием гипотез, творческих озарений, проверяет их истинность или ложность.
Достаточно важны и функции подсознания, вооружающего сверхсознание запасами ранее накопленного опыта. В руководимой им «лаборатории эмоций», в результате проводимых им разных вариантов эксперимента, П. В. Симонов пришел к выводу: «Взаимодействие сознания и сверхсознания есть проявление на уровне творческой деятельности человека универсального принципа возникновения нового в процессе биологической и культурной эволюции. Сведение психики человека к одному лишь сознанию не в состоянии объяснить ни диалектику детерминизма и свободы выбора, ни механизмы творчества, ни подлинную историю культуры. Только признание функций неосознаваемого психического с выделением в нем принципиально различных феноменов под- и сверхсознания дает возможность получить ответ на многие актуальные вопросы человековедения». «Только учет этих функций открывает путь к решению практических задач воспитания, профилактики и лечения нервно-психических заболеваний».

Когда сверхсознание смело и щедро включается в мыслительную работу человека, как пишет П. В. Симонов, его посещает творческое вдохновение, он ощущает прилив силы, у него возникают положительные эмоции.
Благодаря чему такие лица не подвержены к так называемой «немотивированной» агрессии, что часто наблюдается в поведении лиц с неразвитым сверхсознанием. Развитое и активно функционирующее сверхсознание обладает двумя функциями: негативной и позитивной. Если негативная функция сверхсознания — отрицание устаревшего, пережившего себя и утратившего некогда реальный смысл, то позитивная функция состоит в порождении нового — гипотез, догадок, озарений, ведущих к ранее не существующему знанию о мире.

В своей книге «Созидающий мозг», П. В. Симонов (1993) характеризует человека-творца. С точки зрения автора, творчество в его наивысшем проявлении (талантливость, гениальность) характеризуется высокой степенью развития познавательной потребности и способностью достигать специфическое психическое состояния, выражающегося в виде озарения, и является продуктом сверхсознания.

«Творческие озарения возникают не только у таланта и гения»

С этой характеристикой «человека творящего» интересно сопоставить мнение физиолога, академика РАН и РАМН Н. П. Бехтеревой (2001).
Творческие озарения, как утверждает ученый, возникают не только у таланта и гения, но и временами у так называемого обычного человека, и иногда в результате этих озарений в копилку знаний человечества ложится много золота. Мнения ученых разделяет известный театральный деятель П. М. Ершов. «Сверхсознание, — пишет он, — индикатор таланта человека, в чем он и когда он находчив — там он и талантлив, в меру отпущенного ему природой».

Разрабатывал эту тему и физик-теоретик Е. Л. Фейнберг. В своей книге «Кибернетика, логика, искусство» (М.: Радио и связь, 1981) автор предлагает различать интуицию-догадку (порождение гипотез) от интуиции — прямого усмотрения истины, не требующего формально-логических доказательств.
Соглашаясь с автором по сути, П. В. Симонов формулирует эту гипотезу по-своему: «...в «интуиции-догадке» недостающей информации еще нет, ее предстоит найти в ходе проверки возникшего предположения. В случае же с «интуицией — прямым усмотрением истины» получить такую информацию вообще невозможно, какое количество экспериментов ни поставил бы ученый, что еще раз оправдывает термин «сверхсознание».

«Интуиция, вдохновение — основа величайших научных открытий»

«Интуиция, вдохновение, — писал В. И. Вернадский, — основа величайших научных открытий, в дальнейшем опирающихся и идущих строго логическим путем, — не вызываются ни научной, ни логической мыслью, не связаны со словом и с понятием в своем генезисе».

Сверхсознание (интуиция, вдохновение) вносят новое в человеческие знания, в практику, в представления, в сознание. Поэтому вносимое им, как пишет В. И. Вернадский, «не может содержаться в прошлом опыте, не может быть существующим понятием, имеющим название». Со слов П. М. Ершова, внося новое, вполне конкретное в отвлеченные понятия и их обозначения, сверхсознание совершенствует саму диалектическую логику.
Сверхсознанием развивается сознание и осуществляется творческая работа мышления в познании, включающая в себя бессознательные психические процессы.

Психолог Эрих Фромм объявил: «бессознательное» есть источник всех подлинных способностей человека. «Бессознательное, — пишет Э.Фромм, — представляет прошлое человека, зарю человеческого существования; оно представляет также его будущее, поднимает нас к тому дню, когда человек станет подлинным человеком».

Академик П. В. Симонов указал, что игнорирование «бессознательного» есть причина регресса созидающих возможностей человека: «Новое (идея, открытие, изобретение, этическая норма и т. д.) первоначально возникает не в абстрактном межличностном и надличностном пространстве, а в мозге конкретного человека, первооткрывателя, творца. Непредсказуемость открытия, его защищенность от вмешательства сознания и воли представляют необходимое условие развития. Полная рациональность (формализуемость) и произвольность первоначальных этапов творчества сделали бы творчество невозможным, и означали бы конец развития цивилизации».

Опираясь на выше изложенное, можно сказать, что представления Станиславского о сверхсознании оказались небеспочвенны. Его новаторские идеи явились мощным толчком для творческой мысли ученых и положили начало единению сил науки и искусства в познании «наиболее возвышенной, важной и красивой жизни человека — «жизни человеческого духа», превращающего обычного человека в человека-творца.