Полный контроль над изменениями мозговых процессов и состоянием здоровья студентов и обучающихся НИТИ, осваивающих способ «Технология сверхсознания», осуществлялся заведующей лабораторией ИВНД, доктором медицинских наук, лауреатом Госпремии СССР, профессором Н. Е. Свидерской.
Объективный контроль
Для объективного контроля, происходящего в процессе обучения, использовался компьютерный анализ электрической активности мозга с помощью методики «Синхро-ЭЭГ», позволяющий улавливать тонкие, недоступные для традиционных электрофизиологических методов изменения функционального состояния мозга (автор Н. Е. Свидерская).
При обследовании использовалась топоскопическая система «СИБ-2» с телеметрическим каналом связи. Ее преимущество перед другими приборами многоканального отведения ЭЭГ состоит в возможности наблюдения испытуемых в непроизвольном режиме и естественных условиях. Метод анализа электрической активности мозга основан на концепции ее когерентных структур. Выявляются узкополосные частотные резонансные фильтры как основа для функционального объединения нервных центров.
Для оценки изменений функционального состояния мозга использовался многопараметрической анализ показателей пространственной организации электрической активности мозга. Из 840 параметров выбирались их наборы, по которым можно решать обратную задачу, т. е. определять в какой степени у каждого индивида произошли изменения, соответствующие коррекции взаимоотношения трех уровней психики: сознания, подсознания, сверхсознания. Исследования проводились на разных этапах: до обучения, в процессе него и после его завершения.
Психологический контроль
На разных этапах обучения проводился контроль над психическим состоянием студентов и обучающихся Института, осваивающих способ «Технология сверхсознания». Контроль осуществлялся научным сотрудником лаборатории ИВНД, кандидатом психологических наук Г. В. Таратыновой.
При обследовании использовался способ определения профессиональной пригодности человека (Таратынова, Подклетнова, патент изобретения № 4081885, приоритет от 01.02.1989).
Для оценки психического состояния студентов и обучающихся осуществлялась диагностика состояния сознания, подсознания и сверхсознания, степень их разбалансировки до, в процессе и после обучения способом «Технология сверхсознания», а также анализ содержания бессознательного. Усиление творческого потенциала оценивался с помощью теста на воображение и творческую интуицию по запатентованной авторской методике, разработанной Г. В. Таратыновой, включающей в себя серию из 36 рисунков, созданных «творцами», вкладывающими в них определенный смысл.
Медицинский контроль
До обучения в середине и после его завершения проводился медицинский контроль над физическим состоянием студентов и обучающихся НИТИ, осваивающих способ «Технология сверхсознания». Контроль проводился врачом доцентом В. Е. Дащинским.
При обследовании использовался способ определения функциональных систем организма в состоянии нормы и патологии (автор В. Е. Дащинский).
Оценка. По шкале определялось влияние способа обучения «Технология сверхсознания» на организм студентов и обучающихся как в положительную, так и в отрицательную сторону. Отслеживались близкие и отдаленные эффекты.
Результаты обследования
Краткое описание
Использование в процессе обследования выше указанных методов позволило проанализировать изменения пространственной организации биопотенциалов головного мозга, исследовать и оценить вклад в перестройку мозговой активности каждого из факторов («Технология сверхсознания») и их влияния на интеллектуальное и творческое развитие, психическое и физическое состояние студентов и обучающихся.
За 15-летний период работы по данному направлению было проведено обследование более 2000 человек, все они прошли обучение способом «Технология сверхсознания» (в возрасте от 4 до 70 лет с разным исходным уровнем интеллектуального и психического развития, разных профессий, национальностей и вероисповеданий, в том числе иностранные граждане).
Некоторые данные, полученные во время выполнения исследования:
- Обучение способом «Технология сверхсознания» проводится с высокой степенью эффективности, недостижимой при использовании других обучающих методов, и способствует включению внутримозговых механизмов регуляции и компенсации, заторможенных по тем или иным причинам. Обучение направлено на коррекцию межполушарных и корково-подкорковых отношений головного мозга, гармонизацию трех уровней психики.
-
У лиц, проходивших обучение данным способом, зафиксировано: улучшение самочувствия, повышение эмоциональной устойчивости их поведения, усиление самокритичности, улучшение внимания, повышение уровня интеллекта, раскрытие не проявлявшихся ранее творческих способностей, в том числе к порождению принципиально новой информации. При этом формируются новые личностные свойства и социальное поведение с положительным эффектом.
- Гармонизация трех уровней психики: сознания, подсознание, сверхсознание, с доминированием последнего, приводит к развитию широкого спектра творческих способностей, к научному и техническому творчеству, а также к стимуляции инновационной активности индивидуума.
- Подтверждена абсолютная безопасность технологий обучения Института для здоровья людей. Более того, у всех без исключения обученных данным способом отмечено существенное улучшение физического и психического состояния здоровья, в том числе имевших серьезные проблемы с интеллектуальным и психическим развитием.
Заключение: Полученные нами данные дают основание заявить, что разработанный в Института инновационный метод обучения расширяет перспективы в обучении, профилактике здоровья и выявлении значительных резервных возможностей организма человека.
Сопоставляя метод Института с другими методами обучения и психофизической коррекции человека, его преимущество в том, что при его использовании осуществляется воздействие не на один из уровней психики (как, например, при медитации, гипнозе и пр.). Это — целостное воздействие, итогом которого является появление способности к стойкому сознательному управлению своим сверхсознанием, способствующим обретению знаний, умений, навыков в создании принципиально новой интеллектуальной продукции, превращении ее в конкретные технологии и эффективному использованию этих технологий в своей практической деятельности.
В силу своей универсальности и безопасности способ «Технология сверхсознания» может использоваться в любой профессиональной деятельности, в том числе, учебных заведениях для развития и реализации способности к продуктивной инновационной деятельности детей, школьников, студентов, педагогов, разнопрофильных специалистов, а также в научно-исследовательских центрах и институтах для объективной оценки способностей индивидуума к данной деятельности.
Некоторые научные факты
-
Нами установлен научный факт, заключающийся в том, что межполушарные и корково-подкорковые отношения головного мозга человека, способного к продуктивной созидательной (инновационной) деятельности, принципиально отличаются от функционального состояния мозга, свойственного «среднестатистическому» человеку. Данное явление в науке о мозге отмечается впервые. Информация о зафиксированном нами факте будет изложена в научных изданиях.
Когнитивная ось
Ось сверхсознания
Творческое озарение
- Нами зафиксировано, что применение способа «Технология сверхсознания» дает стабильный результат. Гарантом стабильности является возникновение после освоения способа двух «осей» — когнитивной — интеллект (лобная доля левого и затылочная доля правого полушарий) и сверхсознания — творческая интуиция (лобная доля правого и затылочная доля левого полушарий). Однако проявление «когнитивной оси» (по Свидерской) и «оси сверхсознания» (по Дащинской) является необходимым, но не достаточным условием для достижения творческого озарения. Требуются дополнительные действия, приводящие к гармоничному сочетанию двух осей, полное описание которого изложено на страницах патента изобретения Дащинской (1999). На рисунках слева — данные ЭЭГ.
- Коррекция функционального состояния мозга данным способом приводит к изменению параметров электрической активности мозга. Этот процесс отражается в выявленной нами специфической архитектонике пространственной организации биопотенциалов мозга. являющейся необходимым исходным условием для эффективной реализации способности к порождению принципиально новой информации и оригинального продукта. Приведенные ниже в качестве примера энцефалограммы (ЭЭГ), снятые у обучаемого до обучения, в процессе него и после его завершения, убедительно иллюстрируют выше сказанное.
На топографических картах ЭЭГ слева — параметр ограничений потенциальных творческих и интеллектуальных возможностей. В центре — последовательные этапы организации созидательной активности мозга с помощью комплекса действий, включающего дыхательные, двигательные, голосовые и речевые упражнения, выполняемые в определенном режиме (Дащинская, 1999). Справа — паттерн пространственной организации ЭЭГ как необходимое исходное условие для продуктивной созидательной (инновационной) деятельности.
На шкале: справа — максимальное повышение показателя, слева — максимальное снижение.
- Активизация четырех зон головного мозга (на рисунке справа) делает человека способным воспринимать дополнительную информацию извне, заставляя головной мозг обрабатывать значительно увеличенный объем знаний, причем, знаний качественно более высокого порядка.
- Нами установлено, что в созидательном процессе переработка мозгом значительного объема информации проходит в «экономном» временном режиме. При этом эмоциональный фон созидателей остается всегда стабильным и в пределах нормы, а созданная ими новая информация самостоятельно подвергается подробному сознательному анализу.
- Полученные нами данные показали плодотворность привлечения концепции сверхсознания К. С. Станиславского в образовательный процесс. Это позволило с успехом решить проблему регресса созидательной активности студентов и обучающихся. Так, у лиц, освоивших способ, «Технология сверхсознания», зафиксировано проявление следующих отличительных способностей:
- Ускорено овладевают профессиональными знаниями, умениями и навыками и успешно применяют их на практике.
- Достигают наивысшего уровня творческого просветления — озарения, благодаря чему обретаются новые знания, художественные и технологические средства для использования их в практической деятельности.
- Активно ищут свой путь в творческом выражении, независимо от возраста смело выражают свои мысли и уверенно продвигают свои идеи.
- Создают художественный продукт, выходя за рамки принятых норм и стандартов. Авторские работы изобилуют нестандартными решениями и наполнены философским содержанием. В качестве примера могут послужить работы авторов, освоивших способ «Технология сверхсознания». Картины написаны в акте творческого озарения. Технология написания авторская. Темы вольные и заданная — к дипломному спектаклю «Антигона» по произведению Софокла. До обучения данным способом такими способностями студенты не обладали.
|
|
|
Ромашки
|
Карусель
|
Произрастание
|
|
|
|
Нежность, вечность и пустота
|
Древнегреческая трагедия
|
Антигона
|
|
|
|
Путь в иной Мир
|
Моя жизнь
|
От любви к антизакону
|
|
|
|
Жизнь и Смерть
|
Царь Креонт
|
Слияние мужского и женского начала
|
|
|
|
Мужское начало в женской плоти
|
Смерть Антигоны
|
Смерть Антигоны
|
|
|
|
Борьба противоположностей
|
Причина смерти Антигоны
|
Логика — сознание
|
|
|
|
Интуиция — подсознание
|
Озарение — сверхсознание
|
Единство и борьба противоположностей
|
Выводы
- Так называемый созидающий мозг (П. В. Симонов, 1993) представляет собой сложнейшую систему, содержащую взаимосвязанные и сочетано работающие нейрофизиологические, психофизические, информационные и иные структуры. Обладатели такого мозга способны к созиданию в самом высоком его проявлении в научном, техническом, художественном творчестве.
- Волевое вмешательство со стороны в механизмы под- и сверхсознания нарушает баланс межполушарных взаимодействий и не способствует прогрессу созидающих возможностей человека.
- При функциональном состоянии мозга, способствующем активизации творческой интуиции, в фоновых ЭЭГ у человека достоверно усилена пространственная синхронизация потенциалов коры головного мозга в направлении передние области правого, задние левого полушарий («ось сверхсознания»).
- Пространственно-частотный паттерн электрической активности мозга, соответствующий оптимальному для реализации процессов творческого озарения функциональному состоянию мозга, включает активность передних и задних отделов обоих полушарий («когнитивная ось» и «ось сверхсознания»).
- Усиление информационно-электрического показателя (соотношения когерентности и спектральной мощности потенциалов) при активизации созидательной (инновационной) активности может свидетельствовать о включении «экономного» режима переработки информации.
- Особенности пространственной организации потенциалов коры головного мозга у лиц с более высокими показателями творческой интуиции (сверхсознания) проявляются в усилении разных частотных процессов, особенно — при анализе узкополостных частотных поддиапазонов ЭЭГ.
Данные ЭЭГ (Свидерская, 2003):
На рисунке: Изменение показателей пространственной синхронизации (ПС) и пространственной неупорядоченности (ПН) биопотенциалов при увеличении числа элементов, используемых для создания зрительного образа. Представлены топографические карты вероятности повышения показателя (по сравнению с фоном) для всех испытуемых. 1–4 — номер задания. По шкале справа — максимальная вероятность повышения показателя (в процентах), слева — минимальная.
|
На рисунке: Сравнительный анализ изменения топографических характеристик пространственной организации биопотенциалов при успешном выполнении «невербально-дивергентного» теста (по сравнению с фоном): пространственной синхронизации (ПС) и пространственной неупорядоченности (ПН) в группах испытуемых с наличием психологических свойств: «автономность» (1)/гетерономность» (2); II — «эксцентричность» (1)/ концентричность» (2). На топографических картах в 24 пунктах отведения ЭЭГ обозначена частота регистрации достоверного изменения показателя (по U-критериюМанна-Уитни, р < 0.05). Большие красные кружки — его увеличение более, чем у 80% испытуемых, средней величины — 60–79%, мелкие — 0–59%. Синие большие и средние кружки-то же для снижения показателей.
|
На рисунке: Сравнительный анализ изменения топографических характеристик пространственной организации биопотенциалов при успешном выполнении «невербально-дивергентного» теста (по сравнению с фоном): пространственной синхронизации (ПС) и пространственной неупорядоченности (ПН) в группах испытуемых с наличием психологических свойств: пространственной синхронизации (ПС) и пространственной неупорядоченности (ПН) в группах испытуемых с наличием психологических свойств: I — «поленезависимость» (1)/полезависимость» (2)»; II — «рефлексивность (1)/ импульсивность» (2). Остальные обозначения как на рис.3.
Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о том, что состояния мозговой активности, которые способствуют протеканию процессов творческой интуиции (сверхсознания), находят отражение в показателях пространственной организации биопотенциалов мозга.
Разработанные в Институте новейшие технологии, создающие и контролирующие эти состояния, и основанные на произвольном включении сверхсознания без вмешательства со стороны, подтверждает идею К. С. Станиславского о реальности сознательно возбуждать в себе подсознательную природу для органичного сверхсознательного творчества. Способ «Технология сверхсознания» являет тому пример.
Гипотезы
Исходя из представлений о взаимосвязи выявленных нами специфических параметров «созидающего мозга», являющихся, по нашему мнению, лишь необходимыми, но не достаточными условиями для свершения акта озарения, можно полагать, что между психическими и физиологическими процессами находится некая посредническая структура, выполняющая приемопередающие функции. По всей вероятности, эта структура выполняет операции по приему и обработке «принципиально новой информации, не вытекающей из ранее полученных впечатлений», то есть вне сферы сознания, на что указывал академик П. В. Симонов (1975). В этой связи мы выдвинули гипотезу о существовании механизма, находящегося вне привычных представлений, которому дали название «биоэнергоинформационный механизм сверхсознания» (БЭИМС).
Главные функциональные составляющие БЭИМС можно соотнести или смоделировать элементами соответствующих эквивалентных электронных систем, к ним, прежде всего, относятся: приемопередающее «антенное» устройство, «усилитель» и «кодер-декодер». Структуры мозга, эквивалентные этим устройствам, обеспечивают их работу путем активизации передних и задних отделов обоих полушарий («когнитивная ось» и «ось сверхсознания») — данные ЭЭГ на рисунке слева.
Исходя из наших представлений, можно полагать, что операции по приему и обработке принципиально новой информации без вмешательства со стороны осуществляются БЭИМС по принципу работы радиотехнического устройства. Возможно, что именно это «устройство», являющееся энергетическим отображением реальных электрических процессов в реальных центрах головного мозга, дает возможность человеку достигать состояния озарения, воспринимая специфическую информацию сверхсознания.
Использование аналогии с принципом работы радиотехнического устройства при описании работы БЭИМС вполне оправдано. Ею, например, воспользовался П. В. Симонов, сравнив «принцип рефлексов» с «принципом радара» (Симонов П. В. Высшая нервная деятельность человека. — М.: Наука, 1975, с.45). «Радарная» модель Симонова была успешно применена при разработке практической методологии способа «Технология сверхсознания», представленной в изобретении Т. Н. Дащинской (1999).
Основные научные результаты и выводы наших исследований опубликованы в научных изданиях, и доложены на конференциях: Международный интердисциплинарный научно-практический симпозиум, 2001; XVIII съезд физиологического общества им. И. П. Павлова, 2001; IV Всероссийская научная конференция «Сорокинские чтения», 2008; IX Международная научная конференция РАН, 2008, V Молодежная научная конференция ВАО города Москвы «Роль молодёжи в инновационном развитии науки», 2010 и др.