— 

Заключение

Работа научно-практической лаборатории Института «GENIUS» по изучению природы «созидающего мозга» человека, способного порождать продуктивные идеи и создавать нестандартный продукт, велась более 15 лет и продолжается по сегодняшнее время. В качестве консультантов и непосредственных исполнителей лабораторных программ принимали участие специалисты разных направлений: психологи, нейрофизиологи, врачи, педагоги, актеры, режиссеры, физики, математики, программисты и др.

Особое место в наших исследованиях занимала творческая работа с детьми и подростками. Специфика детской психики требовала специальных педагогических подходов. Образовательные программы, разработанные на основе способа «Технология сверхсознания» преподавателями Института, позволили решить проблему работы не только с одаренными детьми, но и с теми, у кого имелись задержки либо нарушения психического или интеллектуального развития, что подтверждено научными данными (Н. Е. Свидерская, Г. В. Таратынова).

Результаты наших исследований вдохновили студентов. Их интерес вылился в самостоятельную научно-исследовательскую работу, разработку новых технологий, создание творческих программ, реализацию проектов, как, например, проект «Обучение актеров по Сеченову». Работа велась под руководством ректора Института Т.Н. Дащинской. Результатом исследований явились оригинальные технологические разработки студентов под названием: «Рефлексы в жанре трагедии», «Взаимосвязь рефлекса и сценического жеста», «Рефлексы головного мозга в становлении сценического голоса», «Звуко-речевое моделирование как склад речи сценического образа» и др.
Студенческие инновационные образовательные технологии прошли апробацию и внедрены в учебный процесс. Особый интерес у студентов вызывают работы лаборатории «GENIUS» в области сверхсознания, где они принимают активное участие, пополняя свой профессиональный багаж новым знанием.

Большое внимание студенты уделяют вопросам инноваций. Их научно-исследовательская работа на темы: «Лженоваторство и подлинное передовое искусство», «Инновации и моделирование в искусстве», «Закономерности и алгоритмы процессов создания инновационного продукта в сфере театрального искусства» и др., вылилась в проект «Центр-Лаборатория разнопрофильных инноваций» по подготовке созидателей-инноваторов в различных сферах деятельности. Проект реализуется в Институте в рамках дополнительного образования (подготовка и переподготовка специалистов). В Центре-Лаборатории работают высокопрофессиональные специалисты и выпускники Института, в разработке инновационных технологий, способов, программ принимают участие студенты актерского и режиссерского факультетов Института.

Научно-исследовательская и творческо-экспериментальная деятельность студентов неразрывно связана с их сценической практикой. Так, новаторские идеи, инновационные разработки студентов реализуются в дипломных спектаклях и в спектаклях Театра-Лаборатории «KLIKs» (подразделение института).

Студенты актерско-режиссерских курсов в процессе исследовательской работы и на защите собственных инноваций на Ученом совете Института, с привлечением специалистов разных профессий.

Существенный вклад в развитие созидательных (инновационных) качеств у студентов внесли сотрудники Института — педагоги по профессиональным, гуманитарным и, социально-экономическим дисциплинам. Взятый в Институте курс на единение усилий представителей образования, науки, искусства, бизнеса в подготовке инновационных кадров — будущих специалистов, строителей современной России — оправдал надежды и привел к значительным результатам.

Профессорско-преподавательский состав по творческим дисциплинам:

Ректор Института Т. Н. Дащинская; педагоги по мастерству актера и режиссуре: кандидат педагогических наук, доцент А. П. Ершова; народный артист России, профессор Г. М. Печников.

Созданная в Институте система подготовки профессиональных кадров, способных инновационно мыслить, позволила его студентам обрести умения и навыки, соответствующие требованиям нового времени, а именно:

  • создавать интеллектуальную продукцию (новые идеи, теоретические и практические наработки, результаты исследований и пр.);
  • превращать интеллектуальную продукцию в конкретные технологии;
  • внедрять инновационные технологии в учебный процесс, эффективно их реализовывать в своей профессиональной деятельности;
  • тиражировать созданную оригинальную продукцию и новые технологии путем воспроизведения и посредством методических пособий.

Использование в учебном процессе данного комплекса показало:

  • Обучение, направленное на развитие у студентов созидательных качеств, и полученный ими практический опыт в сфере инноваций существенно сокращают время подготовки профессиональных кадров и значительно повышают качественный уровень образования.
  • В процессе активизации способностей к инновационной деятельности необходимо использовать те педагогические приемы, методы, технологии которые способствовали бы активизации всех трех уровней психики (сознания, подсознания, сверхсознания).
  • Не учитывая этих фактов, педагоги непроизвольно осложняют процесс обучения и замедляют развитие способностей к инновационной деятельности своих учеников.

Таким образом, инновации Института, явившие собой практическую реализацию идей К. С. Станиславского о сверхсознательном творчестве, не только значительно расширили узкоспециальные рамки театрального образования, но и открыли студентам дорогу в мир науки, новаторства и изобретательства.

Итог

Несомненно, в современном мире высоких технологий и инноваций проблема созидательных возможностей человека является первостепенной.
Это побуждает искать новые пути, способы и технологии, реально решающие данную проблему. В этой связи во всем мире все более возрастает интерес к исследованиям, направленных на изучение возможностей и сверхвозможностей человека. Успех в этом направлении определяется высокой степенью интеграции усилий исследователей в разных областях знаний: биологии, химии, математики, физики, медицины, искусства и иных. Примером тому — продуктивная совместная научно-исследовательская и творческо-экспериментальная деятельность представителей науки и искусства — сотрудников лаборатории ИВНД и Института, внесших серьезный вклад в отечественную науку о человеке, российское образование и сферу искусства.

Подводя итоги, можно сказать, что полученные нами научные данные позволяют однозначно провести грань между осознаваемым и неосознаваемым в созидательном процессе. Причем, как отметил академик П. В. Симонов, «неосознаваемую стадию порождения новых идей, гипотез и решений уместнее относить не к подсознанию, а к деятельности механизма сверхсознания», которое вооружая человека информацией особого рода, делает его способным видеть то, что незримо для других.

Умение находить в объекте возможности, скрытые от других — необходимое условие, как для художественной изобретательности, так и для технического новаторства. Такое умение обусловлено высокой степенью развития познавательной потребности, надлежащей вооруженностью (знаниями, умениями) и способностью достигать состояния творческого озарения.
А единый зародыш того и другого называют дарованием, талантом, гениальностью. О степени одаренности прекрасно сказал Шопенгауэр: талант попадает в цель, в которую никто попасть не может; гений попадает в цель, которую никто не видит. «И если правда то, что гений — это тот человек, который знает то, что не знает никто, то такую возможность ему дает развитое сверхсознание» (Свидерская, 2008).

На выше изложенное обращаем внимание тех, кто направляет свои усилия на подготовку так называемых созидателей-инноваторов, и тех, кто стремится достигнуть высот в своей профессиональной деятельности и в сфере инноваций.

Ректор Т. Н. Дащинская

Информация защищена авторским правом © и патентами РФ.

Использование информации только с разрешения администрации
НОУ ВПО «Институт театрального искусства им. П. М. Ершова»