— 

Режиссерский факультет

Высшее образование (специалитет)

52.05.02 Режиссура театра

Квалификация — специалист.
Специализация — режиссер драмы.
Форма обучения: очная и заочная — 5 лет.

СПЕЦИФИКА ИСКУССТВА РЕЖИССУРЫ

Режиссерское творчество одно из самых сложных и загадочных. Как разновидность художественного творчества оно направлено на создание уникальных творений. Созидательные возможности такого уровня называют дарованием, талантом, гениальностью, а умение создавать новое, неповторимое признается как духовная ценность и в художественном творчестве и в мире техники.

Новации, созданные созидателями, открывают перспективы развития во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в науке, искусстве, технике. В ряду таких создателей стоит и режиссер театра – двигатель прогресса театрального искусства.

Прогресс искусства, прежде всего и главным образом реализуется в совершенствовании его технологии, в его нарастающем профессионализме. Само понятие технология предполагает наличие материала – то, чем непосредственно «выстилает» творец свои шедевры. Например, танцор – движением, живописец – цветом, музыкант – звуком. И каждый из них владеет своей, присущей только его искусству, профессиональной техникой. Необходимость овладения профессиональной техникой в балете, архитектуре, музыке, композиторском и изобразительном искусствах ни у кого не вызывает сомнений и не оспаривается.

В этот ряд К.С.Станиславский включил и искусство драматического актера и режиссера. По Станиславскому, у актера тоже есть свой материал – это простые физические действия. Несмотря на то, что материал режиссерского искусства Станиславским не был уточнен, его разработки в этом направлении дали пищу для дальнейших творческих поисков. 

Видные режиссеры не раз высказывали свое мнение о природе режиссерского творчества. Хотя к общему мнению они не пришли, ясно одно, что организаторское объединение усилий актеров, музыкантов, декораторов не суть искусства режиссуры. Тогда чем должен заниматься режиссер в силу своей профессии? Конечно же, созданием спектакля. Однако при написании картины художник использует цветовую палитру, композитор, создавая будущую симфонию, переводит звуки в нотные знаки. У каждого из них есть свой материал и своя техника работы, присущие только его искусству.

Режиссер тоже «пишет картину», но на полотне пустого пространства сцены. Что же является материалом искусства режиссуры? Какой профессиональной техникой должен владеть режиссер? В трудах и выступлениях выдающихся мастеров сцены есть интересные мысли, проницательные догадки, тонкие наблюдения, взятые из режиссерской практики. Эти работы имеют большую ценность в области театрального искусства, но они не решают главной проблемы – материала искусства режиссуры.

Эту проблему решил выдающийся театральный деятель, крупный ученый П.М.Ершов. В результате своей многолетней режиссерской практики и научных исследований он приходит к выводу, что материалом режиссерского искусства служит борьба. Организуя борьбу сценических персонажей, режиссер моделирует, воспроизводит взаимоотношение людей в их повседневной жизни. Но для моделирования сценической борьбы режиссеру, как и художнику, нужна своя «палитра», с помощью которой он смог бы «нарисовать» тончайшие оттенки взаимоотношений сценических персонажей. П.М.Ершов разработал такую палитру и назвал ее «параметры (измерения) борьбы».

Создавая художественное полотно, режиссер «рисует» в сценическом пространстве борьбу персонажей, но чтобы его полотно засветилось яркими красками, у него есть своя «цветовая палитра» – параметры борьбы. Благодаря открытиям П.М.Ершова была четко определена специфика режиссерского творчества, материал и профессиональная техника, которой должен владеть режиссер театра, создавая свои художественные шедевры.

Студенты, обучающиеся в Институте театрального искусства им. П.М.Ершова по специальности «Режиссура театра», осваивают специфику режиссерского творчества – профессиональную технику построения сценической борьбы, и реализуют свои знания и умения в сценических постановках.

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Прием на первый курс производится по личному заявлению абитуриента по результатам:

  • ЕГЭ по русскому языку и литературе,
  • предварительных творческих показов-туров (прослушиваний),
  • экзамена по мастерству актера,
  • экзамена по режиссуре,
  • собеседования (по профессиональной направленности).

Прослушивание проводится по предварительной записи.

По итогам прослушивания абитуриент допускается либо не допускается к следующему этапу творческих испытаний.

Для проведения отборочного прослушивания и экзамена по специальности абитуриент должен быть готов к выполнению необходимых специальных заданий, имеющих целью выявить его профессиональные возможности.

Лица, поступающие на режиссуру, представляют на отборочных консультациях, которые проходя в 2 (два) тура, чтецкую программу (читают наизусть литературные произведения разных жанров)  + театральную экспликацию – изложение (устно) режиссерского замысла будущего спектакля по выбранной ими заранее пьесе.

Лица, прошедшие отборочные консультации, предоставляют в Приемную комиссию необходимые документы и допускаются к сдаче вступительных экзаменов.

Необходимый минимум, самостоятельно подготовленный к прослушиваниям и  экзамену по мастерству артиста:

  • 2-3 прозаических отрывка;
  • 2-3 стихотворения;
  • 2-3 басни.

    Перечень экзаменов по специальности
    «Режиссура драмы» 

1. Практическая режиссура:

С целью выявления способностей к режиссерской профессии (пространственное видение, образно-ассоциативное мышление и другие способности) абитуриенту предлагается поставить этюд на заданную Экзаменационной комиссией тему. На подготовку этюда выделяется необходимое время.

2. Письменная работа по режиссуре драмы:

Для выявления способностей к самостоятельному режиссерскому анализу абитуриенту предлагается написать свободное сочинение на заданные темы (на выбор абитуриента).  Одна из тем может быть заданием: как бы абитуриент поставил эту пьесу в драматическом театре. В этом случае абитуриентам заранее сообщается список пьес, несколько из них предлагается на выбор абитуриента на экзамене.

3. Коллоквиум:

Коллоквиум проводится в форме свободной беседы с целью выявления психологических качеств, связанных с выбором творческой профессии, его интерес к театральному искусству, к смежным видам искусств, к литературе, к общекультурным ценностям и др.

Все экзамены по специальности оцениваются по 100-бальной системе.

После прохождения экзамена по специальности абитуриенты, которым не требуется предоставление свидетельств ЕГЭ, сдают экзамен по общеобразовательным предметам:

             — Русский язык и Литература (сочинение)

Вступительный экзамен по русскому языку и литературе в виде сочинения проводится в институте и оценивается по 100-балльной системе. 

Зачисление

Решение о зачислении экзаменующихся Приемная комиссия выносит на основании результатов всех экзаменов и подведения их итогов.

Зачисление проводится после предоставления лицами, рекомендованными к зачислению, оригиналов документов об образовании и документа об оплате обучения (для поступающих на платное обучение).

 

Приказ о зачислении размещается в разделе сайта «Абитуриентам».

На свободные места, оставшиеся после зачисления абитуриентов, успешно прошедших вступительные экзамены, объявляется дополнительный набор.

Институт не засчитывает в качестве вступительных испытаний выпускные экзамены на подготовительных отделения, курсах (школах) при вузах.

Очная (дневная) форма обучения

При очной форме обучения в Институте практикуется совместное обучение актеров и режиссеров. В этом случае режиссеры составляют малое количество (не более 5 человек) от общего состава курса.

Очная форма обучения предполагает системную учебную программу, при которой студенты регулярно посещают занятия. Время посещения занятий преимущественно утрене-дневное. В связи со спецификой театрального обучения учебные занятия для студентов могут проходить и во вторую смену. В основном, это репетиции и самостоятельная работа студентов.

Программа очного обучения содержит большой объем теоретического материала, лекций и семинаров, контрольных, лабораторных и практических работ. Студент прослушивает весь необходимый материал и закрепляет полученные знания. Режиссерская практика проходит на протяжении всего срока обучения.

На последнем (выпускном) курсе студенты-режиссеры выполняют дипломную работу, как правило, это полноценный спектакль или иная сценическая постановка, Дипломная работа выносится на государственную аттестационную комиссию. По ее результатам студентам выставляется оценка по режиссуре. Дополнительно студенты могут представить экзаменационной комиссии свою научно-исследовательскую работу. В случае положительной оценки тема работы фиксируется в дипломе как дипломная работа.

Режим занятий:

При очной форме обучения занятия проводятся 6 (шесть) дней в неделю, как правило, 
с 9:00-10:00 до16:00-17:00 часов проходят занятия с педагогами общеобразовательных и творческих дисциплин, с 17:00-18:00 до 21:00 — самостоятельная работа студентов (репетиции, подготовка к зачетам, экзаменам). Время проведения занятия определяется расписанием занятий.
В учебном году обучение начинается 1 сентября и продолжается до 30 июня,  включительно.
Срок обучения в вузе по программе специалитета, очной формы — 5 лет.

Преимущества:

  • Основательная теоретическая и практическая подготовка.
  • Широкие возможности для творческого самовыражения.
  • Перспективы смелых новаторских поисков и экспериментов.
  • Участие в различных творческих мероприятиях, научных конференциях, мастер-классах, конкурсах, фестивалях.
  • Креативная форма обучения.
  • Занятия в группе и индивидуальные.
  • Занятия проходят под непосредственным руководством преподавателя.
  • Постоянное общение с преподавателями и студентами.
  • Студенты имеют возможность практиковаться вместе с актерами.
  • Возможность постановки спектакля (дипломной режиссерской работы) на базе института – в Театре-Лаборатории «KLIKs», с участием студентов вуза.
  • Возможность параллельного обучения (два высших одновременно).
  • Студентам предоставляется отсрочка от службы в армии.
  • По окончании вуза, специалист может самостоятельно работать в качестве режиссера на профессиональном уровне.
Заочная форма обучения

При заочной форме обучения в Институте практикуется совместное обучение актеров и режиссеров. В этом случае режиссеры составляют малое количество (не более 5 человек) от общего состава курса.

Как правило, на заочном отделении обучаются студенты, имеющие опыт режиссерской работы в театральных коллективах и во время прохождения обучения в вузе продолжают там же трудиться, но поступают и те, кто не имел режиссерской практики до обучения и в театре не работал.       

Учебный процесс по заочной форме обучения предусматривает небольшое количество аудиторных часов, основная доля материала изучается студентами самостоятельно (70% – самообучение, 30% – работа с педагогами). При заочном обучении используется предметно-курсовая система обучения в виде контрольных работ и сессии.

В начале учебного года студентам дается так называемая установочная сессия.
Установочная сессия представляет собой краткий обзор по предметам (несколько курсов вводных лекций) и практические занятия по специализации, которые студенты в дальнейшем будут изучать (осваивать) самостоятельно и сдавать на зачетно-экзаменационной сессии.

Установочная сессия длится приблизительно 3 (три) недели. Затем, примерно 6-7 месяцев, студенты самостоятельно изучают (осваивают) предметы, которые были на установочной сессии. Через 6-7 месяцев назначается зачетно-экзаменационная сессия, на которой преподавателями оценивается уровень знаний и умений студента по предметам и происходит аттестация студента. После делается следующая установочная сессия на новый блок дисциплин и через 6-7 месяцев все повторяется. В некоторых случаях вуз использует «модульную» систему обучения, при которой по факту изучения дисциплины, сразу проводится зачет или экзамен по ней.

Наряду с общеобразовательными предметами на установочной сессии дается  профессиональный цикл (практическая режиссура, мастерство актера, сценическая речь, теория драмы и пр.). На последнем (выпускном) курсе студенты выполняют дипломную работу (полноценный спектакль либо иная театральная постановка), который выносится на государственный экзамен, по его результату студентам выставляется оценка по режиссуре.

Лица, поступившие на заочную форму обучения специальности «Режиссура драмы», обеспечивают место прохождения творческой практики и выполнения дипломной работы (постановку спектакля) самостоятельно. Расходы на практику и дипломную работу (постановку спектакля) в плату за обучения не входят и оплачиваются студентами самостоятельно.

Срок обучения в вузе по программе специалитета, заочной формы — 5 лет.

Режим занятий:

Занятия проводятся по сессиям (в 1 учебный год – две сессии, осенняя и весенняя; продолжительность одной сессии – 18-25 дней, включая выходные),
с 10:00 до 18:00 часов – общеобразовательные и творческие дисциплины,
с 18:00 до 21:00 часов – самостоятельная работа студентов (репетиции, подготовка к зачетам, экзаменам).
Занятия по заочной форме обучения обычно начинаются с октября месяца. 

Преимущества:

  • Возможность совмещения работы и  учебы.
  • Получение новых знаний и опыта.
  • Креативная форма обучения.
  • Возможность параллельного обучения (два высших одновременно).
  • По окончании вуза, выпускник-режиссер может возглавить действующий творческий коллектив либо создать новую труппу.

При обучении на заочном отделении студентам не предоставляется отсрочка от армии.

Обучение в Институте театрального искусства им. П.М.Ершова (НИТИ) осуществляется на бесплатной основе (бюджетные места) и на договорной основе с оплатой стоимости обучения юридических и (или) физических лиц. Стоимость обучения определяется на учебный год.

По окончании обучения (очно/заочно) и успешной итоговой государственной аттестации выдается диплом государственного образца. Студентам очной формы обучения предоставляется отсрочка от армии.

Информация о наборе студентов на предстоящий учебный год (специальности, форма обучения, правила приема, стоимость обучения и пр.) размещается в разделе сайта «Абитуриентам».