— 

Рекомендуемая литература для абитуриентов

Специализации: «Артист драматического театра и кино».
Очная форма обучения.

Среднее профессиональное образование

Темы коллоквиума (собеседования):

  1. Выдающиеся актеры русского театра и кино.
  2. Театры вашего города, их история и день сегодняшний.
  3. Фильмы, вошедшие в золотой фонд киноискусства.
  4. Отечественное кино и его создатели.
  5. Современное кино России. Имена и фильмы.
  6. Деятели современного российского театра (актеры, режиссеры).
  7. Любимый поэт, писатель, художник и их произведения.
  8. Любимый литературный герой.

Литература для подготовки к сочинению

Школьный курс литературы в 9 классе:

  • 18 век: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин.
  • Начало 19 века (золотой век литературы): В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.
  • Середина 19 века: А.Н.Островский, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский.
  • Конец 19 века: А.П.Чехов, А.А.Фет. И.С.Никитин, Я.П.Полонский, А.В.Кольцов, А.К.Толстой, А.Н.Плещеев, Ф.И.Тютчев.
  • Начало 20 века: А.И.Куприн, И.А.Бунин, М.Горький, А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева, А.Т.Твардовский, А.П.Платонов.
  • Вторая половина 20 века: А.И.Солженицын, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин, В.Маканин, Т.Н.Толстая, Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, Ф.А.Искандер, А.А. Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Б.Ш.Окуджава, В.С. Высоцкий.

Художественная литература:

  • Фонвизин Д.И. Недоросль.
  • Пушкин А.С. «К морю», «Анчар» «К Чаадаеву». Дубровский. Евгений Онегин.*
  • Лермонтов М.Ю. Маскарад. Мцыри. Герой нашего времени.*
  • Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки* (любые повести по выбору абитуриента). Ревизор. Мертвые души.*
  • Грибоедов А.С. Горе от ума.*
  • Островский А. Н. Свои люди — сочтемся! Доходное место*
  • Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные.*
  • Чехов А.П. Человек в футляре. Крыжовник. О любви («Маленькая трилогия»).*
  • Тютчев Ф.И. «Умом Россию не понять...». Весенние воды. Последняя любовь.*
  • Фет А.А. «Шепот, робкое дыханье». «Сияла ночь. Луной был полон сад». *
  • Куприн А.И. Олеся. Гранатовый браслет. Выстрел.*
  • Бунин И.А. Рассказы из сборника «Темные аллеи». *
  • Горький А.М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. «Песнь о Буревестнике».*
  • Блок А.А. Из цикла «Кармен». Двенадцать.
  • Есенин С.А. Письмо матери. «Гой ты, Русь моя родная...».
  • Маяковский В.В. Послушайте! Во весь голос. Сергею Есенину. *
  • Ахматова А.А. Творчество. Клятва. Мужество. Родная земля. Реквием.
  • Цветаева М.И. «Вот опять окно...». Цикл «Стихи к Блоку».*
  • Твардовский А.Т. «Вся суть в одном-единственном завете». Василий Теркин.*
  • Платонов А.А. Сокровенный человек. Котлован. Юшка.*
  • Солженицын А.И.. Матренин двор.*
  • Шукшин В.М. Срезал. Чудик. Забуксовал. Крепкий мужик. Верую!
  • Стихотворения А.Вознесенского, Б.Окуджавы, В.Высоцкого и других поэтов* — по выбору абитуриента.

Звездочкой отмечены произведения, обязательные для абитуриентов, поступающих на актерскую профессию, 5 (пять) из них будут предложены на выбор абитуриента на экзамене по русскому языку и литературе (сочинение).

Темы сочинения на экзамене по русскому языку и литературе:

  1. Художественная и жизненная правда произведений Н.В.Гоголя и М.Ю.Лермонтова.
  2. «Герой нашего времени»: смысл названия романа, черты романтизма.
  3. «Евгений Онегин»: поиск современного героя, пушкинская эпоха в романе.
  4. Цельность характера Татьяны: образ женщины.
  5. Ключевые сцены «Горе от ума»: комическое и сатирическое начала в пьесе.
  6. Образ русского солдата в произведениях А.Твардовского.
  7. Островский — великий русский драматург: мир купечества в комедиях.
  8. Пейзажная и любовная лирика Тютчева и Фета: два взгляда на мир.
  9. Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского.
  10. Смешное и грустное в рассказах Чехова: «Маленькая трилогия».
  11. Романтический идеал Горького в «Песни о Буревестнике».
  12. Поэты о поэтах: Маяковский «Сергею Есенину», Цветаева «Стихи к Блоку».
  13. «Юшка» Платонова: нравственность как основа характеров героев.
  14. Многообразие поэтических дарований: Вознесенский, Евтушенко, Окуджава и др.
  15. Рассказ «Матренин двор»: писатель о русском национальном характере.

Темы творческих сочинений (на свободную тему):

  • Гений и злодейство — две вещи несовместные?
  • Выдающийся человек — это следствие таланта или трудолюбия и настойчивости?
  • Каким я представляю творческого человека.
  • Приходилось ли вам переживать творческое вдохновение?
  • Театр, который будет.
  • Моя любимая роль.

Предложенные темы сочинений для абитуриентов, которым не требуется предоставление свидетельств ЕГЭ, 5 из них + свободные темы будут предложены на выбор абитуриента на экзамене по русскому языку и литературе.

Правила по русскому языку:

При подготовке к экзамену по русскому языку и литературе (письменно) в виде сочинения необходимо обратить внимание на следующие орфографические и пунктуационные правила:

Орфография:

  1. Проверяемые гласные в корне слова.
  2. Чередование гласных в корне. Проверяемые согласные в корне. Непроизносимые согласные.
  3. «О» и «Е» после шипящих. «Ы» и «И», «У» и «Ю», «А» и «Я» в аналогичной позиции.
  4. Приставки, определяемые по принципу фонетическому (на «З» — «С»).
  5. Приставки, определяемые по принципу семантическому («ПРЕ» — «ПРИ»).
  6. «Ы» — «И» после приставок . «Ъ» после приставок.
  7. «О» и «Е» в суффиксах после шипящих.
  8. «Н» и «НН» в суффиксах страдательных причастий и отглагольных.
  9. Окончания существительных в косвенных падежах.
  10. Безударные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжений.
  11. Употребление «Ь».
  12. Слитное и раздельное написание частиц.
  13. Слитное и раздельное написание сложных прилагательных, наречий, слов с «пол— » и «полу— », сложных предлогов.
  14. Правописание прописных и строчных букв.
  15. Приставки и частицы «НЕ» и «НИ», их слитное и раздельное написание.

Пунктуация:

  1. Однородные члены. Критерии однородности определений.
  2. Вводные слова.
  3. Обособленные и уточняющие члены предложения.
  4. Прямая речь. Цитирование.
  5. Сложносочиненное предложение.
  6. Сложноподчиненное предложение.

Общеобразовательный экзамен по русскому языку и литературе в виде сочинения проводится в Институте и оценивается по 100-балльной системе.