Рекомендуемая литература для абитуриентов
Специализации: «Артист драматического театра и кино».
Очная форма обучения.
Среднее профессиональное образование
Темы коллоквиума (собеседования):
- Выдающиеся актеры русского театра и кино.
- Театры вашего города, их история и день сегодняшний.
- Фильмы, вошедшие в золотой фонд киноискусства.
- Отечественное кино и его создатели.
- Современное кино России. Имена и фильмы.
- Деятели современного российского театра (актеры, режиссеры).
- Любимый поэт, писатель, художник и их произведения.
- Любимый литературный герой.
Литература для подготовки к сочинению
Школьный курс литературы в 9 классе:
- 18 век: М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин, Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин.
- Начало 19 века (золотой век литературы): В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, А.С.Грибоедов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь.
- Середина 19 века: А.Н.Островский, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский.
- Конец 19 века: А.П.Чехов, А.А.Фет. И.С.Никитин, Я.П.Полонский, А.В.Кольцов, А.К.Толстой, А.Н.Плещеев, Ф.И.Тютчев.
- Начало 20 века: А.И.Куприн, И.А.Бунин, М.Горький, А.А.Блок, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева, А.Т.Твардовский, А.П.Платонов.
- Вторая половина 20 века: А.И.Солженицын, В.Т.Шаламов, В.М.Шукшин, В.Маканин, Т.Н.Толстая, Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, Ф.А.Искандер, А.А. Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Б.Ш.Окуджава, В.С. Высоцкий.
Художественная литература:
- Фонвизин Д.И. Недоросль.
- Пушкин А.С. «К морю», «Анчар» «К Чаадаеву». Дубровский. Евгений Онегин.*
- Лермонтов М.Ю. Маскарад. Мцыри. Герой нашего времени.*
- Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки* (любые повести по выбору абитуриента). Ревизор. Мертвые души.*
- Грибоедов А.С. Горе от ума.*
- Островский А. Н. Свои люди — сочтемся! Доходное место*
- Достоевский Ф.М. Униженные и оскорбленные.*
- Чехов А.П. Человек в футляре. Крыжовник. О любви («Маленькая трилогия»).*
- Тютчев Ф.И. «Умом Россию не понять...». Весенние воды. Последняя любовь.*
- Фет А.А. «Шепот, робкое дыханье». «Сияла ночь. Луной был полон сад». *
- Куприн А.И. Олеся. Гранатовый браслет. Выстрел.*
- Бунин И.А. Рассказы из сборника «Темные аллеи». *
- Горький А.М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. «Песнь о Буревестнике».*
- Блок А.А. Из цикла «Кармен». Двенадцать.
- Есенин С.А. Письмо матери. «Гой ты, Русь моя родная...».
- Маяковский В.В. Послушайте! Во весь голос. Сергею Есенину. *
- Ахматова А.А. Творчество. Клятва. Мужество. Родная земля. Реквием.
- Цветаева М.И. «Вот опять окно...». Цикл «Стихи к Блоку».*
- Твардовский А.Т. «Вся суть в одном-единственном завете». Василий Теркин.*
- Платонов А.А. Сокровенный человек. Котлован. Юшка.*
- Солженицын А.И.. Матренин двор.*
- Шукшин В.М. Срезал. Чудик. Забуксовал. Крепкий мужик. Верую!
- Стихотворения А.Вознесенского, Б.Окуджавы, В.Высоцкого и других поэтов* — по выбору абитуриента.
Звездочкой отмечены произведения, обязательные для абитуриентов, поступающих на актерскую профессию, 5 (пять) из них будут предложены на выбор абитуриента на экзамене по русскому языку и литературе (сочинение).
Темы сочинения на экзамене по русскому языку и литературе:
- Художественная и жизненная правда произведений Н.В.Гоголя и М.Ю.Лермонтова.
- «Герой нашего времени»: смысл названия романа, черты романтизма.
- «Евгений Онегин»: поиск современного героя, пушкинская эпоха в романе.
- Цельность характера Татьяны: образ женщины.
- Ключевые сцены «Горе от ума»: комическое и сатирическое начала в пьесе.
- Образ русского солдата в произведениях А.Твардовского.
- Островский — великий русский драматург: мир купечества в комедиях.
- Пейзажная и любовная лирика Тютчева и Фета: два взгляда на мир.
- Тема «Униженных и оскорбленных» в творчестве Достоевского.
- Смешное и грустное в рассказах Чехова: «Маленькая трилогия».
- Романтический идеал Горького в «Песни о Буревестнике».
- Поэты о поэтах: Маяковский «Сергею Есенину», Цветаева «Стихи к Блоку».
- «Юшка» Платонова: нравственность как основа характеров героев.
- Многообразие поэтических дарований: Вознесенский, Евтушенко, Окуджава и др.
- Рассказ «Матренин двор»: писатель о русском национальном характере.
Темы творческих сочинений (на свободную тему):
- Гений и злодейство — две вещи несовместные?
- Выдающийся человек — это следствие таланта или трудолюбия и настойчивости?
- Каким я представляю творческого человека.
- Приходилось ли вам переживать творческое вдохновение?
- Театр, который будет.
- Моя любимая роль.
Предложенные темы сочинений для абитуриентов, которым не требуется предоставление свидетельств ЕГЭ, 5 из них + свободные темы будут предложены на выбор абитуриента на экзамене по русскому языку и литературе.
Правила по русскому языку:
При подготовке к экзамену по русскому языку и литературе (письменно) в виде сочинения необходимо обратить внимание на следующие орфографические и пунктуационные правила:
Орфография:
- Проверяемые гласные в корне слова.
- Чередование гласных в корне. Проверяемые согласные в корне. Непроизносимые согласные.
- «О» и «Е» после шипящих. «Ы» и «И», «У» и «Ю», «А» и «Я» в аналогичной позиции.
- Приставки, определяемые по принципу фонетическому (на «З» — «С»).
- Приставки, определяемые по принципу семантическому («ПРЕ» — «ПРИ»).
- «Ы» — «И» после приставок . «Ъ» после приставок.
- «О» и «Е» в суффиксах после шипящих.
- «Н» и «НН» в суффиксах страдательных причастий и отглагольных.
- Окончания существительных в косвенных падежах.
- Безударные окончания глаголов
1-го и2-го спряжений. - Употребление «Ь».
- Слитное и раздельное написание частиц.
- Слитное и раздельное написание сложных прилагательных, наречий, слов с «пол— » и «полу— », сложных предлогов.
- Правописание прописных и строчных букв.
- Приставки и частицы «НЕ» и «НИ», их слитное и раздельное написание.
Пунктуация:
- Однородные члены. Критерии однородности определений.
- Вводные слова.
- Обособленные и уточняющие члены предложения.
- Прямая речь. Цитирование.
- Сложносочиненное предложение.
- Сложноподчиненное предложение.
Общеобразовательный экзамен по русскому языку и литературе в виде сочинения проводится в Институте и оценивается по