—
Рекомендуемая литература для абитуриентов
Темы коллоквиума (собеседования):
- Выдающиеся режиссеры русского и современного театра.
- Выдающиеся мастера мировой театральной культуры.
- Выдающиеся актеры русского театра и кино.
- Театры вашего города, их история и день сегодняшний.
- Драматурги – классики и современники.
- Мировое кино, его знаменитые актеры и режиссеры.
- Фильмы, вошедшие в золотой фонд киноискусства.
- Отечественное кино и его создатели.
- Кинокартины, ставшие достоянием мирового кинематографа.
- Современное кино России. Имена и фильмы.
- Деятели современного российского театра.
- К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко, значение их деятельности для мирового театра.
- Любимые поэты, писатели, драматурги.
Литература для подготовки к собеседованию
Специальная литература:
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве (любое издание).
- Станиславский К.С. Этика (любое издание).
- Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров (любое издание).
- Зингерман Б.И. Очерки по истории западноевропейской драмы ХХ века (любое издание).
- История зарубежного театра: В 4-х тт./ Под ред. Г.Н. Бояджиева и др. 2-е изд. – М., 1981-1987.
- История русского советского драматического театра: В 2-х тт. – М., 1984-1987.
Художественная литература
(по выбору абитуриента не менее 15 авторов, стихи дополнить самостоятельно)
- Пушкин А.С. Евгений Онегин. Дубровский. Капитанская дочка. Медный всадник.
- Белинский В.Г. Статьи о Пушкине (статьи 8 и 9 в сокращении).
- Достоевский Ф.М. Пушкин. Очерк.
- Блок А.А. О назначении поэта.
- Лермонтов М.Ю. Мцыри. Герой нашего времени.
- Белинский В.Г. Герой нашего времени (в сокращении).
- Гоголь Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки (любая повесть по выбору).
- Писарев Д.И. Мотивы русской драмы.
- Тургенев И.С. Записки охотника. Отцы и дети. Русский язык.
- Тютчев Ф.И. Весенние воды. «Умом Россию не понять…». Последняя любовь.
- Фет А.А. «Шепот, робкое дыханье». «Сияла ночь. Луной был полон сад».
- Лесков Н.С. Тупейный художник.
- Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы.
- Толстой Л.Н. Война и мир.
- Бунин И.А. Рассказы из сборника «Темные аллеи».
- Куприн А.И. Олеся. Гранатовый браслет.
- Горький А.М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. На дне.
- Блок А.А. Из цикла «Кармен». Двенадцать.
- Есенин С.А. «Гой ты, Русь моя родная…». Письмо матери.
- Маяковский В.В. Послушайте! Прозаседавшиеся. Сергею Есенину. Во весь голос.
- Ахматова А.А. Творчество. Клятва. Мужество. Родная земля. Реквием.
- Мандельштам О.Э. Ленинград. «Мы живем, под собою не чуя страны».
- Цветаева М.И. Цикл «Стихи к Блоку». «Вот опять окно...».
- Пастернак Б.Л. «Во всем мне хочется дойти…». «Быть знаменитым некрасиво…».
- Заболоцкий Н.А. Журавли (стихотворения по выбору).
- Булгаков М.А. Собачье сердце. Мастер и Маргарита. Белая гвардия.
- Платонов А.А. Сокровенный человек. Котлован.
- Шолохов М.А. Тихий Дон. Судьба человека.
- Твардовский А.Т. Василий Теркин. «Вся суть в одном-единственном завете».
- Солженицын А.И.. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор.
- Распутин В.Г. Прощание с Матерой.
- Шукшин В.М. Срезал. Чудик. Забуксовал. Крепкий мужик. Верую!
- Васильев Б.Л. А зори здесь тихие.
- Стихотворения А.Вознесенского. А.Тарковского, И.Бродского, Ю.Кузнецова, Н.Рубцова, Б.Окуджавы, В.Высоцкого и других поэтов – по выбору абитуриента.
ПЬЕСЫ
(по выбору абитуриента не менее 15 авторов)
- Блок А.А. «Балаганчик».
- Булгаков М.А. «Бег».
- Вампилов А.В. «Утиная охота». *
- Вишневский Вс. «Оптимистическая трагедия».
- Гоголь Н.В. «Ревизор». *
- Горький М. «На дне», «Мещане».
- Грибоедов А.С. «Горе от ума». *
- Лермонтов М.Ю. «Маскарад».
- Маяковский В.В. «Баня», «Клоп».
- Островский А. Н. «Доходное место». *
- Петрушевская Л.С. «Уроки музыки».
- Пушкин А.С. «Маленькие трагедии». *
- Розов В.С. «Вечно живые».
- Сухово–Кобылин А.В. «Свадьба Кречинского».
- Толстой Л.Н. «Плоды просвещения».
- Фонвизин Д.И. «Недоросль».
- Чехов А.П. «Вишневый сад», «Чайка», «Свадьба». *
- Беккет С. «В ожидании Годо».
- Брехт Б. «Мамаша Кураж и ее дети». *
- Гольдони К. «Слуга двух господ».
- Гоцци К. «Принцесса Турандот». *
- Ионеско Э. «Носороги».
- Кокто Ж. «Человеческий голос». *
- Лопе де Вега. «Овечий источник».
- Мольер Ж.-Б. «Тартюф».
- Софокл. «Царь Эдип», «Антигона». *
- Шекспир В. «Гамлет», «Генрих IV». *
- Шиллер Ф. «Коварство и любовь».
- Шоу Б. «Пигмалион».
Звездочкой отмечены пьесы, обязательные для абитуриентов, поступающих на режиссуру, 5 (пять) из них будут предложены на выбор абитуриента на экзамене по письменной режиссерской работе — написание постановочного плана пьесы (сцены).
Специальная литература для поступающих на режиссуру:
- Гоголь и театр. М.-Л., 1952.
- Гончаров А.А. Режиссерские тетради. М., 1980.
- Горчаков Н. Режиссерские уроки К. С. Станиславского. М., 1952.
- Ершов П.М. Режиссура как практическая психология. (Любое издание).
- Завадский Ю.В. Рождение спектакля. М., 1975.
- Мейерхольд В.Э. Статьи, письма, речи, беседы. М., 1986, т. 1, 2.
- Немирович-Данченко В.И. Театральное наследие. М., 1952.
- Попов Л.Д. О художественной целостности спектакля. М., 1959.
- Пушкин и театр. Драматические произведения, статьи, заметки, письма. М., 1953.
- Режиссерские уроки Евг.Б. Вахтангова. М. 1957.
- Рудницкий К.Л. Вс. Мейерхольд. М., 1981.
- Русский драматический театр. М., 1976.
- Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве (Любое издание).
- Станиславский К.С. Этика.1961г.
- Станиславский К.С. Режиссёрский план «Отелло». М., 1945.
- Таиров А. О театре. М., 1970.
- Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: в 2-х кн. Л., 1984.
- Чехов М. Литературное наследие. М., 1995, т. 1,2.
- Эфрос А. Профессия – режиссер (Любое издание).
Темы сочинения на экзамене по русскому языку и литературе:
- Русская история в поэзии М.Ю.Лермонтова и прозе А.С.Пушкина.
- Художественная и жизненная правда произведений Н.В.Гоголя и М.Ю.Лермонтова.
- Образ русской женщины в произведениях А.С.Пушкина и Л,Н.Толстого.
- Образ русского солдата в литературе двадцатого века по произведениям: М.Шолохова, К. Симонова, Б. Васильева, Ю. Бондарева, А.Твардовского, В, Войновича.
- Юмор и сатира в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».
- Новые художественные принципы в драматургии Шекспира.
- Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Влияние «театра абсурда» на всемирную литературу.
- Родственность драматургии А.П.Чехова и драматургов «театра абсурда».
- Жанровая своеобразность пьес Кальдерона.
- «Каменный гость» в контексте мировой драмы.
- Художественные открытия А.П.Чехова в пьесе «Вишневый сад».
- Художественное новаторство А.С.Грибоедова в комедии «Горе от ума».
- Образ Нины Заречной в пьесе А.П.Чехова «Чайка».
- Тема «лишнего человека» в драматургии А.П.Чехова.
- Гений и злодейство – две вещи несовместные?
- Выдающийся человек – это следствие таланта или трудолюбия и настойчивости?
- Каким я представляю творческого человека.
- Приходилось ли вам переживать творческое вдохновение?
- Театр, который будет.
- Спектакль, который поставлю я.
- Мой театр.
Темы творческих сочинений (на свободную тему):