— 

Кафедра мастерства актера и режиссуры театра: сведения о персональном составе педагогических работников

Общие сведения

Кафедра обеспечивает подготовку актерских и режиссерских кадров и представляет собой единое креативно-образовательное пространство из представителей различных областей знания. Профессорско-преподавательский состав кафедры — это команда творчески одаренных личностей, способных пробуждать в студентах потребность познания и вести за собой к новым знаниям и творческим высотам.

Творческое кредо кафедры — традиции и новаторство! Деятельность кафедры направлена на «выращивание» талантов — специалистов поколения Next, способных инновационно мыслить и создавать качественно новые творения.

В профессорско-педагогический состав кафедры входят преподаватели специальных дисциплин, театральные педагоги, действующие актеры, народные артисты, заслуженные деятели культуры, профессора, доценты, научные сотрудники, а также молодые перспективные специалисты — выпускники Института, проявившие талант к педагогической и научной работе. Работая на курсах со своими педагогами, молодая смена набирается опыта и усиленно стремится к самостоятельности, в чем получает полную поддержку со стороны мастеров.

Огромный вклад в работу кафедры вносят театральные педагоги — уникальные мастера своего дела. Обеспечить студентов теоретическими и практическими знаниями, раскрыть их творческую индивидуальность, создать условия для полноценного творческого самовыражения обучающихся — основная задача преподавателей творческих дисциплин. Большую роль в «выращивании» будущих творцов играет художественный руководитель курса, который организует и направляет работу коллектива преподавателей, определяет репертуарную политику курса, воспитывает педагогическую смену и задает тон в работе студентов.

Коллектив театральных педагогов представляют специалисты разных театральных школ. Такое сотрудничество позволяет обогащать знаниями друг друга и вырабатывать новые пути в профессиональной подготовке студентов. Работа по воспитанию актера ведется на основе метода К.С.Станиславского, при этом используются разработки практиков театра, в том числе зарубежных, новейшие исследования ученых и собственные разработки кафедры.

Образовательная деятельность

Основными образовательными задачами кафедры являются развитие и обогащение традиций русского театра, совершенствование процесса обучения и воспитание будущих творцов сцены, способных виртуозно владеть своим мастерством и сказать новое слово в сценическом искусстве и науке о театре.

Мастерство актера и режиссура преподается по Школе МХАТ и Школе Ершова. Представители двух театральных школ работают на курсах совместно.

Специфика преподавания мастерства актера «мхатовской школы» базируется на системе К.С.Станиславского и традициях Художественного театра. Занятия ведут мастера сцены, имеющие многолетний сценический и педагогический опыт.

Специфика преподавания мастерства актера и режиссуры «ершовской школы» базируется на системе П.М.Ершова, представляющая собой теорию и практику дальнейшего развития поздних работ К.С.Станиславского, изложенных в фундаментальных трудах П.М.Ершова: «Технология актерского искусства», «Режиссура как практическая психология», «Искусство толкования», «Потребности человека» и др., а также в разработках его учеников. Занятия ведут прямые ученики П.М.Ершова, которые составляют основу кафедры.

Подробнее о П.М.Ершове и его театральной школе см. раздел сайта «История».

Важным разделом в профессиональной подготовке является самостоятельная творческая работа обучающихся во внеурочное время, когда студенты «шлифуют» умения, выполняют задания педагогов, готовятся к зачетам, экзаменам.

В условиях нового времени большое значение имеют дополнительные профессиональные навыки и способность к саморазвитию. Только сочетая в себе базовые и приобретенные во время обучения дополнительные профессиональные навыки, молодые актеры и начинающие режиссеры могут стать специалистами высокого класса. Для этих целей на кафедре разработаны спецкурсы и программа «Новаторский театр», которые реализуются в рамках учебного процесса и в сценической практике студентов.

Творческий поиск и эксперимент

В театральном деле большую роль играют дисциплина, ответственность, творческий поиск и эксперимент. Под руководством ведущих педагогов студенты самостоятельно разрабатывают актерские тренинги, творческие проекты, участвуют в экспериментальных работах Театра-Лаборатории «KLIKs», где реализуются новаторские идеи и нестандартные решения педагогов и студентов.

Творческое кредо коллектива педагогов — осваивая традиции, иди в ногу со временем! Следуя своим принципам, педагоги ведут обширную научно-исследовательскую и творческо-экспериментальную работу, в которой активно участвуют студенты.

Цель лабораторных работ — поиск новых путей и приемов сценической выразительности. Результаты лабораторных работ обсуждаются на Ученом совете, докладываются на научных конференциях, в том числе международных, практически реализуются в учебном процессе, студенческих работах и дипломных спектаклях.

Подробнее см. раздел сайта «Наука».

С целью разностороннего развития студентов и их адаптации к современному миру высоких технологий и инноваций в качестве консультантов и непосредственных исполнителей лабораторных программ на кафедре работают специалисты разных направлений, обладающие новыми знаниями, среди них:

  • доктор медицинских наук, профессор, лауреат Госпремии СССР Н.Е.Свидерская;
  • кандидат психологических наук, доцент Г.В.Таратынова;
  • доктор философских наук, профессор В.А.Васильев;
  • специалист по экономическим вопросам, проректор Института В.Е.Дащинский;
  • специалист по техническим вопросам, изобретатель В.П.Трифонов;
  • специалист по социально-культурным вопросам, президент политического клуба «Две столицы» (Москва, Санкт-Петербург) В.Е.Кустова;
  • специалист по вопросам инноваций и бизнеса, генеральный директор Центра эффективности ЕЭС А.В.Конев и другие.

Привлечение в учебный процесс представителей различных областей знания придает учебным программам глубокую содержательность и многогранность, что значительно повышает уровень профессиональных достижений студентов.

Переплетения науки и искусства

Одной из основных задач кафедры является дальнейшее развитие сценического искусства и науки о театре. С этой целью на кафедре ведутся фундаментальные и прикладные исследования, направленные на раскрытие механизмов творчества. Исследуются основные принципы восприятия, обработки и реализации информации в виде качественно новых, уникальных творений.

Исследования базируются на сценических теориях и открытиях, сделанных основателями учения о сценическом искусстве, в круг научных интересов которых входило не только искусство актера, режиссура, но и труды выдающихся ученых по вопросам психологии и физиологии, ставшие огромным достижением русской научной мысли.

О взаимосвязи науки и искусства физиолог, академик РАН П.В.Симонов писал:

— Творческие контакты между театральным искусством и наукой о деятельности мозга, представляют собой своеобразную традицию отечественной культуры: есть нечто знаменательное в том, что рядом с работой «Рефлексы головного мозга» И.М.Сеченова мы находим план статьи А.Н.Островского «Об актерах по Сеченову». А теория высшей нервной деятельности и метод условных рефлексов И.П.Павлова соседствует в историческом времени с системой и «методом физических действий» К.С.Станиславского.

В разное время интерес к проблемам, возникающим на рубежах психофизиологии и сценического искусства, проявляли физиологи Ю.П.Фролов Л.А.Орбели, П.К.Анохин, П.В.Симонов, Н.П.Бехтерева, Н.Е.Свидерская, психологи Л.С.Выготский, А.Р.Лурия, режиссеры А.Д.Дикий, В.О.Топорков, П.М.Ершов, Вс.Э.Мейерхольд, С.М.Эйзенштейн, Г.А.Товстоногов, О.Н.Ефремов, театральные педагоги Т.Н.Дащинская, А.Д.Павленко, Г.А.Фомин, А.В.Гребёнкин и др.

Результатом симбиоза науки и искусства явились новые знания о творческих возможностях человека, определившие вектор дальнейшего развития современной науки о театральном искусстве.

Основоположники науки о театре

Станиславский Константин Сергеевич

Актер, театральный режиссер, педагог, теоретик театра, народный артист СССР, крупный реформатор русского театра, один из основателей Московского Художественного театра. Заложил фундамент современной науки о театре, поднял реалистический театр на новый виток развития, оказал огромное влияние на мировую актерскую и режиссерскую школу, создал знаменитую актерскую систему, которая на протяжении 100 лет имеет огромную популярность в митре. Большое влияние на формирование Станиславского как ученого оказало учение русского физиолога И.П.Павлова о высшей нервной деятельности. Выведенные К.С.Станиславским законы о сценическом творчестве явились новым словом не только в сфере театра, но и в науке о человеке.

Вахтангов Евгений Багратионович

Актер, театральный режиссер, ученик К.С.Станиславского. Основал Третью студию МХТ, ставшую позднее Государственным театром имени Е.Б. Вахтангова. Впервые в истории театра проложил границу между персонажем и артистом. Построил теорию собственного театра, заложил принципы «подвижного театра» — неразрывность единства этического и эстетического назначения театра, яркая театральность и условность происходящего на сцене. Свои новаторские идеи с большим успехом реализовал в спектакле по пьесе К.Гоцци «Принцесса Турандот», который до сегодняшнего времени является визитной карточкой вахтанговского театра. Этим спектаклем Е.Б.Вахтангов открыл новое направление в театральной режиссуре.

Захава Борис Евгеньевич

Актер, режиссер, педагог, народный артист СССР, театровед, доктор искусствоведения, лауреат Сталинской премии второй степени. В 1913 году поступил в Студенческую студию, руководимую Е.Б.Вахтанговым. В 1920 году студия Вахтангова была принята в Художественный театр и превратилась в 3-ю студию МХАТа. Режиссурой Захава начал заниматься еще под руководством Вахтангова. Многие поставленные им спектакли стали важными вехами в истории театра. С 1917 года занимался преподавательской деятельностью — в студии Вахтангова (с 1933 года — Театральное училище им. Б.В.Щукина), в 1925 году стал ее руководителем. Преподавал актерское и режиссерское мастерство, с 1939 года — профессор, заведовал кафедрой режиссуры в ГИТИСе. Автор книг и статей по теории актерского и режиссерского искусства, театральной педагоги, большое внимание уделял проблеме «освобождении психофизики актера». Автор популярного и в настоящее время учебника по режиссуре и актерскому мастерству.

Мейерхольд Всеволод Эмильевич

Актер, режиссер-экспериментатор, теоретик и практик театрального гротеска, народный артист РСФСР. Автор знаменитой актерской системы «биомеханика». Создал собственный театральный язык, утвердил принципы «театрального традиционализма», стремился вернуть театру яркость и праздничность. Его творческое кредо — традиции и новаторство. Впервые использовал методы сценического конструктивизма и «циркизации театра», развивал идею воспитания актера, уверенно владеющего своим телом, голосом, способного в нужном темпе и ритме выполнить любое задание режиссера. Его актеры проходили специальное обучение в экспериментальной театральной мастерской, в которой основным предметом была разработанная им биомеханика — теория движения. Серьезно увлекался учением физиолога И.П.Павлова. В своей книге «О театре» теоретически обосновал символическую концепцию «условного театра», противопоставленную сценическому натурализму. Великий Мастер и сегодня остается современным и значимым для мирового театра. На снимке портрет Мейерхольда, художник Б.Григорьев, 1916 г.

Дикий Алексей Денисович

Актер, режиссер, народный артист СССР, пятикратный лауреат Сталинской премии. Человек трудной судьбы, талантливейший представитель русского театра, которому по специальному распоряжению было присвоено пожизненное звание артиста МХТ. Дикий прославился не только как режиссер и актер театра, но и как киноартист, в кино сыграл роли М.И.Кутузова, П.С.Нахимова, И.В.Сталина. Поставленные Диким спектакли часто становились театральным событием страны. Они отличались философской глубиной и яркостью театральной формы. В 1931 основал и возглавил «Студию Дикого», в которой уроки актерского мастерства проводил замечательный актер В.О.Топорков, ярый сторонник метода Станиславского. В эту студию поступил и успешно ее окончил П.М.Ершов. А.Д.Дикий был не только выдающимся театральным практиком, но и глубоким теоретиком, чьи режиссерские принципы надолго опередили свое время.

Топорков Василий Осипович

Актер театра и кино, театральный режиссер, народный артист ССС, доктор искусствоведения, лауреат двух Сталинских премий, награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени. Один из последовательных учеников Станиславского и пропагандистов его последнего открытия «Метод простых физических действий». Автор книг и статей об учении Станиславского. С 1927 года работал во МХАТе, где подготовил под руководством К.С.Станиславского ряд крупных ролей. Топорков — актер широкого творческого диапазона, блестящий мастер внешнего и внутреннего перевоплощения. Его игра отличалась предельной органичностью, острым, выразительным внешним рисунком. Преподавал в Студии Дикого и Школе-студии МХАТ. Его ученики — П.М.Ершов, О.П.Табаков, О.Н.Ефремов, Л.К.Дуров, В.И.Гафт, Е.Я.Урбанский. В Школе-студии МХАТ на курсе, где учился подающий надежды юный Олег Ефремов, В.О.Топорков преподавал со своим учеником П.М.Ершовым.
Надпись на портрете: «Моему юному другу Пете Ершову, талантливому артисту, на долгую память. 15 сентября 1937 г.».

Ершов Петр Михайлович

Актер, режиссер, театральный педагог, кандидат искусствоведения, выдающийся театральный деятель, крупный ученый, автор целостного учения о театральном искусстве, последователь и разработчик открытия К.С.Станиславского «Метод простых физических действий». Желание понять человека явилось той основой, которая привела Ершова к научно-исследовательской деятельности, к разработке целостной концепции человека, расширявшей рамки сугубо театральных интересов и выделившей его имя из числа тех, кто писал и пишет о театральном искусстве. П.М.Ершов получил театральное образование в драматической студии, руководимой А.Д.Диким и В.О.Топорковым. В дальнейшем все свои силы он отдает тщательному изучению трудов К.С.Станиславского и их пропаганде. Его многолетняя работа над текстами оформилась в связанные между собой фундаментальные труды: «Технология актерского искусства», «Режиссура как практическая психология», «Искусство толкования», «Потребности человека» и др. П.М.Ершов всю жизнь посвятил служению театральному искусству, и его наследие еще долго будет одной из вершин научной мысли, посвященной исследованию жизни человеческого духа.

Симонов Павел Васильевич

Российский физиолог, академик РАН, лауреат Государственной премии СССР, награжден орденами «Знак Почета», «Трудового Красного Знамени», «За заслуги перед Отечеством» IV степени и др. Удостоен звания «Заслуженный профессор Московского университета». С 1982 года руководил Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Основные научные работы Симонова — по экспериментальной нейрофизиологии эмоций. В своих исследованиях ученый опирался на труды об актерском искусстве, и в частности, систему Станиславского и учение П.М.Ершова. Тесная дружба и многолетнее научное сотрудничество связывало физиолога Симонова с театральным практиком и теоретиком П.М.Ершовым. В соавторстве с Ершовым была разработана потребностно-информационная концепция целостного понимания человека. Наиболее известные работы Симонова, связанные с театральным искусством: «Метод К.С.Станиславского и физиология эмоций», «Междисциплинарная концепция человека», «Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества». В соавторстве с П.М.Ершовым: «Темперамент. Характер. Личность». В соавторстве с П.М.Ершовым и Ю.П.Вяземским: «Происхождение духовности». Большое внимание Симонов уделял понятию «сверхсознание». Отталкиваясь от работ Станиславского, он глубоко исследовал роль сверхсознательного в сфере искусства. Научно обосновал концепцию сверхсознания Станиславского и ввел термин «сверхсознание» в научный обиход. Открытиям Станиславского в сфере бессознательного посвятил свои научные труды: «О двух разновидностях неосознаваемого под- и сверхсознания», «Категория сознания, подсознания и сверхсознания в творческой системе К.С.Станиславского». П.В.Симонов является идейным вдохновителем создания Института театрального искусства имени П.М.Ершова.

Павлов Иван Петрович

Один из авторитетнейших ученых России, создатель науки о высшей нервной деятельности, основатель крупнейшей российской физиологической школы, первый российский Нобелевский лауреат. Последователь учения русского физиолога И.М.Сеченова. Окончив в 1864 году рязанское духовное училище, Павлов поступает в рязанскую духовную семинарию. На последнем курсе семинарии он прочитал небольшую книгу «Рефлексы головного мозга» профессора И.М.Сеченова, которая перевернула всю его жизнь. Окончил Императорский Санкт-Петербургский университет, руководил Институтом физиологии, воспитал целую плеяду выдающихся ученых. В 1935 году на 15 Международном конгрессе физиологов Иван Петрович был увенчан почетным званием «старейшины физиологов мира». Ни до, ни после него, ни один биолог не удостаивался такой чести. Большой интерес ученый проявил к разработкам К.С.Станиславского. Между Павловым и Станиславским бала договоренность о создании совместной лаборатории по изучению психологии актера. Скоропостижная смерть И.П.Павлова помешала реализоваться этим планам.

Сеченов Иван Михайлович

Выдающийся русский физиолог, создатель физиологической школы, кавалер ордена Святого Станислава I степени, Святой Анны III степени, Святого равноапостольного Владимира III степени. Превратил физиологию в точную науку и клиническую дисциплину. В своей научной и педагогической деятельности использовал подход, который был назван позднее кибернетикой. Подготовил, хотя и не издал, курс высшей математики. В классическом труде «Рефлексы головного мозга» (1866 г.) обосновал рефлекторную природу бессознательной и сознательной деятельности, предположив, что в основе всех психических явлений лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами. Ни один русский ученый не имел такого широкого и благотворного влияния на русскую науку и развитие научного духа в нашем обществе (К.А.Тимирязев). И.П.Павлов считал Сеченова «отцом русской физиологии». Иосиф Сталин в ноябре 1941 года назвал Сеченова среди тех, кто олицетворяет дух народа, и за кого «братьям и сестрам» надо сражаться. Выдающийся ученый оказал широкое влияние на русскую науку, на русскую мысль далеко за пределами своей специальности. И.М.Сеченов был не только крупным ученым, но и театралом, любителем итальянской оперы, меломаном, музыкантом, состоял в дружбе со многими деятелями искусства, оказал на их творческие и научные воззрения большое влияние.

Островский Александр Николаевич

Крупнейший русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. Член-корреспондент Петербургской Академии наук. Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель создал театральную школу и целостную концепцию театральной постановки, был подлинным учителем целого поколения актеров, создателем национальной русской школы сценической речи в самом широком смысле этого слова. Островский внимательно знакомился с учением Сеченова о рефлексах головного мозга и один из немногих верно применял это учение к проблеме воспитания актера. В своем труде «Актеры по Сеченову» он сделал попытки создать науку актерского искусства. Идеи А.Н.Островского о научном подходе в воспитании актера были доведены до логического конца К.С.Станиславским. Пьесы Островского не сходят со сцены. Многие его произведения были экранизированы или послужили основой создания кино- и телесценариев.

Творческие мастерские

Творческие мастерские — уникальное пространство, где воплощаются новаторские идеи и рождаются новые имена. Творческий поиск и эксперимент, содружество учителей и учеников, возможности личностного роста — отличительная особенность мастерских.

Творческие мастерские возглавляют ведущие специалисты, они же, как правило, являются художественными руководителями курсов. В педагогический коллектив мастерской помимо педагогов по мастерству актера и режиссуры еще входят: педагог по сценической речи, педагог по танцу, педагог по сценическому движению, педагог по музыкальному воспитанию, педагог по гриму и педагог по сольному пению.

Руководитель мастерской тщательно подбирает педагогов для работы на курсе, не лицо с экрана и обложки, а истинных профессионалов в театральной педагогике, которые развивают традиции своих театральных школ, владеют передовыми методиками и научными знаниями и могут действительно обучить театральному делу молодежь, а не использовать учебное время для самоутверждения.

Наряду с образовательной деятельностью мастерские ведут лабораторные работы, цель которых — дальнейшее развитие и практическая реализация идей основоположников науки о театре. Принцип Станиславского — «сознательно возбуждать в себе подсознательную природу для органичного сверхсознательного творчества», взят за основу научно-исследовательских и художественно-экспериментальных работ мастерских.

В лабораторных работах принимают активное участие как высококвалифицированные специалисты, имеющие многолетний педагогический и сценический опыт, так и молодые специалисты — выпускники Института, а также ученые, труды которых посвящены исследованиям механизмов творчества.

Сведения о персональном составе педагогических работников кафедры мастерства актера и режиссуры театра

Печников Геннадий Михайлович
Школа МХАТ
Занимаемая должность — заведующий кафедрой, профессор.
Преподаваемые дисциплины — «Актерское мастерство».
Ученое/почетное звание — народный артист РСФСР.
Членство в творческих союзах— член Союза театральных деятелей РФ.
Наименование специальности — «Актерское искусство», квалификация: «Актер драматического театра».
Общий стаж работы — 69 лет.
Стаж работы по специальности — 69 лет.
Профессиональный интерес — художественный эксперимент.
Артист, режиссер-постановщик Российского академического молодежного театра (РАМТ). Имеет постановки в театрах, снимается в кино, выпустил 6 актерских курсов, также актерско-режиссерский.
Обладатель высоких наград и почетных званий, в том числе международных.
Избран действительным членом Академии менеджмента в образовании и культуре, является Вице-президентом общества Советско-Индийской дружбы, членом Центрального Правления Общества Советско-Монгольской дружбы.
Член Ученого совета института.
Подробнее см. раздел сайта на первой странице «Худрук».

Новиков Евгений Александрович
Школа МХАТ
Занимаемая должность — профессор.
Преподаваемые дисциплины — «Выразительное слово».
Ученое/почетное звание — заслуженный артист РСФСР, заслуженный работник культуры РСФСР.
Членство в творческих союзах— член Союза театральных деятелей РФ.
Наименование специальности — «Актерское искусство», квалификация: «Актер драматического театра».
Общий стаж работы — 60 лет.
Стаж работы по специальности — 60 лет.
Профессиональный интерес — психотехника речи.
Автор и руководитель инновационного проекта «Театр у микрофона» для студентов, осваивающих актерскую и режиссерскую профессии.
Член Ученого совета института.
Подробнее см. раздел сайта «Факультет доп. образования» / «Выразительное слово».

Балмусов Юльен Сергеевич
Школа М. С. Щепкина
Занимаемая должность — профессор.
Преподаваемые дисциплины — «Актерское мастерство: введение в специальность», «Речь в театре и в кино».
Ученое/почетное звание — народный артист России.
Членство в творческих союзах— член Союза театральных деятелей РФ.
Наименование специальности — «Актерское искусство», квалификация: «Актер драматического театра».
Общий стаж работы — 54 года.
Стаж работы по специальности — 54 года.
Профессиональный интерес — художественный образ в игре актера.
Лауреат Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского.
Артист Российского академического молодежного театра (РАМТ).
Сотрудничает с театром «АпАРТе», имеет богатый опыт работы в кинематографе, снимался во многих художественных фильмах и сериалах. Озвучивает кинофильмы и компьютерные игры.
Член Ученого совета института.

Дащинская Тамара Николаевна
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — профессор.
Преподаваемые дисциплины — «Мастерство актера», «Режиссура», «Тренинг актерский», «Сценическая речь».
Членство в творческих союзах— член Союза театральных деятелей РФ.
Наименование специальности — «Актерское искусство», квалификация: «Артист драматического театра и кино»; «Режиссура театра», квалификация: «Режиссер драмы».
Общий стаж работы — 42 года.
Стаж работы по специальности — 42 года.
Профессиональный интерес — психофизиологические законы творчества.
Является прямой ученицей известного театрального деятеля П. М. Ершова, также окончила Высшие театральные курсы при ГИТИСе, аспирантуру, в течение 7 лет является членом рабочей группы Совета при Президенте РФ по вопросам культуры и искусства.
Выпустила 5 актерских курсов, в том числе актерско-режиссерские.
Обладатель патента на пионерское изобретение, не имеющего мировых аналогов, автор научных работ в области эвристики и социологии культуры, по этой тематике работает над диссертацией.
Отмечена наградой Министерства культуры РФ «За высокие достижения», имеет Благодарность Президента РФ В. В. Путина.
Ректор института, руководитель Театра-Лаборатории «KLIKs». Председатель Ученого совета института.

Ваксебург Инна Феликсовна
Школа Б. В. Щукина
Занимаемая должность — старший преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «Режиссура и актерское мастерство».
Наименование специальности — «Режиссура». квалификация «Режиссер драматического театра»; «Фортепиано», квалификация: «Преподаватель, концертмейстер».
Общий стаж работы — 32 года.
Стаж работы по специальности — 25 лет.
Профессиональный интерес — поиск нового театрального языка через пластическую выразительность.
Лауреат и дипломант различных театральных фестивалей и конкурсов.
Режиссер-постановщик театра-студии «На Сиреневом».
Член Ученого совета института.

Гребёнкин Александр Владимирович
Школа Б. В. Щукина
Занимаемая должность — доцент.
Преподаваемые дисциплины — «Режиссура и актерское мастерство».
Ученая степень — кандидат педагогических наук.
Наименование специальности — «Режиссура», квалификация: «Режиссер драматического театра».
Общий стаж работы — 41 год.
Стаж работы по специальности — 41 год.
Профессиональный интерес — законы сценического искусства.
Автор учебного пособия по сценическому движению и более 30 научных статей по проблемам театральной педагогики.
Лауреат российских и зарубежных международных театральных фестивалей, имеет постановки в театрах, проводит семинары и уроки актерского мастерства, как в России, так и за рубежом для режиссеров и молодых актеров. Художественный руководитель Московского театра «111». Член Ученого совета института.

Ершова Елена Вячеславовна
Занимаемая должность — старший преподаватель.
Преподаваемые дисциплины: «Пластическое воспитание: сценический танец».
Ученая степень — кандидат педагогических наук.
Наименование специальности: «Мастерство актера, педагогика дополнительного образования».
Общий стаж работы — 20 лет
Стаж работы по специальности — 20 лет.
Профессиональный интерес — педагогические пути формирования танцевальной культуры актера-студента.
Автор спецкурса: «Освоение элементов сценического действия техникой танца». Постановщик танцев в творческих коллективах, имеет опыт работы в качестве главного балетмейстера в драматических театрах. Член Ученого совета института.

Кашьялов Олег Юрьевич
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — старший преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «Пластическое воспитание: сценическое движение, сценический бой, фехтование».
Членство в творческих союзах— член Союза театральных деятелей РФ.
Наименование специальности — «Актерское искусство», квалификация: «Артист драматического театра и кино».
Общий стаж работы — 23 года.
Стаж работы по специальности — 14 лет.
Профессиональный интерес — теория движения, синтез пластики и актерского мастерства.
Выпускник НИТИ им. П. М. Ершова, курс — н. а. РСФСР, профессора Печникова Г. М. и ректора института, профессора Дащинской Т. Н. Первое высшее образование техническое, окончил аспирантуру, а также актерский факультет Академии эвритмии, курс — А. Н. Дрознина.
Автор учебных программ по пластическому воспитанию актера,
снимается в кино, работает на радио, долгие годы сотрудничал с театром «Актэм», активно участвует в исследовательских и творческо-
экспериментальных работах Театра-Лаборатории «KLIKs».
Член Ученого совета института.

Конева Александра Алексеевна
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — старший преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «Сценическая речь», «Русский язык и культура речи», спецкурс: «Изография».
Членство в творческих союзах— член Союза театральных деятелей РФ.
Наименование специальности — «Актерское искусство», квалификация: «Артист драматического театра и кино»; «Режиссура театра», квалификация: «Режиссер драмы».
Общий стаж работы — 5,5 лет.
Стаж работы по специальности — 5,5 лет.
Данные о повышении квалификации — «Сценическая речь в актерском искусстве» (2014 г.).
Профессиональный интерес — новаторский театр.
Выпускница НИТИ им. П. М. Ершова, диплом с отличием, курс — н. а. РСФСР, профессора Печникова Г. М. и ректора института, профессора
Дащинской Т. Н.
Автор статей по проблемам новаторства в театральном искусстве, разработчик образовательных программ по подготовке созидательных кадров, номинирована на премию Президента РФ в сфере культуры и искусства.
Проректор по учебной работе, руководитель детской театральной студии «МЫ», исполнительница ролей и лабораторных программ Театра-Лаборатории «KLIKs», аспирантка, работает над диссертацией.
Член Ученого совета института.

Латышева Екатерина Юрьевна
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — младший научный сотрудник.
Преподаваемые дисциплины — научно-исследовательская работа студентов (НИРС).
Наименование специальности — «Актерское искусство», квалификация: «Артист драматического театра и кино».
Общий стаж работы — 4 года.
Стаж работы по специальности — 2 года.
Профессиональный интерес — инновация в сфере театрального искусства.
Выпускница НИТИ им. П. М.,Ершова, курс — н. а. РСФСР, профессора Печникова Г. М. и ректора института, профессора Дащинской Т. Н.
Автор методик по развитию способности к инновационной деятельности, исполнительница ролей и лабораторных программ Театра-Лаборатории «KLIKs», номинирована на премию Президента РФ в сфере культуры и искусства. Член Ученого совета института.
Кочбийик Виктория Владимировна
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «Сценическая речь».
Наименование специальности — «Актерское искусство», квалификация: «Артист драматического театра и кино».
Общий стаж работы — 4 года.
Стаж работы по специальности — 4 года.
Профессиональный интерес — совершенствование методики преподавания сценической речи.
Выпускница НИТИ им. П. М. Ершова, диплом с отличием, курс — н. а. РСФСР, профессора Печникова Г. М. и ректора института, профессора Дащинской Т. Н. Разработчик и исполнитель лабораторных программ Театра-Лаборатории «KLIKs». Член Ученого совета института,

Дащинский Виталий Евгеньевич
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — доцент.
Преподаваемые дисциплины — «Режиссура и актерское мастерство».
«Безопасность жизнедеятельности», «Организация театрального дела,
«Социология».
Членство в творческих союзах— член Союза театральных деятелей РФ.
Наименование специальности — «Актерское искусство», квалификация: «Артист драматического театра и кино»; «Режиссура театра», квалификация: «Режиссер драмы».
Общий стаж работы — 35 лет.
Стаж работы по специальности — 12 лет.
Профессиональный интерес — психофизический аппарат актера.
Первый проректор института, окончил актерский и режиссерский факультеты НИТИ им. П. М. Ершова, а также Российскую академию государственной службы при Президенте РФ по специальности «Национальная экономика», квалификация — экономист, по первой профессии врач-хирург, имеет многолетнюю врачебную практику.
Автор научных статей по социологии культуры, разработчик методики по определению состояния нормы и патологии функциональных систем организма, работает над диссертацией. На протяжении 9 лет является экспертом по художественному образованию при советнике Президента РФ по культуре и искусству.
Член Ученого совета института.

Ваксебург Вероника Юрьевна
Занимаемая должность — преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «Ансамблевое пение», «Сольное пение».
Наименование специальности — «Актерское искусство», квалификация: «Артист драматического театра и кино»; «История, композиция, аранжировка», квалификация: «Аранжировщик эстрадного ансамбля».
Общий стаж работы — 6 лет.
Стаж работы по специальности — 3 года.
Профессиональный интерес — импровизация в музыке и актерском искусстве в процессе сотворчества.
Прошла повышение квалификации в ФГБОУ «Театральный институт Бориса Щукина при Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова».

Портнова Татьяна Васильевна
Занимаемая должность — профессор.
Преподаваемые дисциплины — «Культурология», «История театра», «История материальной культуры и быта», «Сценография», «История изобразительного искусства», «История искусства драматического театра».
Ученая степень — доктор искусствоведения.
Ученое/почетное звание — профессор.
Членство в творческих союзах— член Союза театральных деятелей РФ, член Ассоциации искусствоведов (АИС) — творческого союза художников и художественных критиков искусства, член объединения критиков и искусствоведов Московского союза художников.
Наименование специальности — «История искусств», квалификация: «Искусствовед».
Общий стаж работы — 20 лет.
Стаж работы по специальности — 20 лет.
Профессиональный интерес — анализ проблем синтеза, выразительно-изобразительных аспектов языка балетного танца и иных пластических искусств.
Автор более 120 опубликованных научных работ по теории и истории искусств. Автором впервые введен в научный оборот и систематизирован ранее не изученный фундаментальный материал, находящийся в архивных и музейных собраниях (отечественных и западных), а также в частных коллекциях, остававшийся вне поля зрения искусствоведов и нашедший свое отражение в трудах (монографиях, книгах, публикациях в научных сборниках и журналах, каталогах, выступлениях на научных конференциях, учебно-методических комплексах, пособиях и программах).
Член Ученого совета института.

Бакланов Вячеслав Иванович
Занимаемая должность — старший преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «История России».
Ученая степень — кандидат исторических наук.
Наименование специальности — «История России, государство и право».
Общий стаж работы — 24 года.
Стаж работы по специальности — 24 года.
Профессиональный интерес — политическая история.
Прошел повышение квалификации: «Современные педагогические технологии в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения» (2013 г.); «Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии» (2014 г.).
Автор трех учебных напечатанных пособий, двух учебных пособий в электронном виде, трех монографий, множества научных статей, в основном, по историко-культурной, национальной и международно-политической проблематике.
Член Ученого совета института.

Коломейцева Татьяна Сергеевна
Занимаемая должность — старший преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «История кинематографа», «Философия», «Эстетика».
Ученая степень — кандидат философских наук.
Наименование специальности — «Государственное и муниципальное управление».
Общий стаж работы — 7 лет.
Стаж работы по специальности — 5 лет.
Профессиональный интерес — русская мысль, философия и культура в контексте западной философии.
Автор более 20 научных работ, в том числе монографии «Человек в гегелевской антропологии в интерпретации И. А. Ильина: историко-философский анализ».
Разработчик авторского спецкурса о русской литературе в контексте философии, ведущая научного блога «Гегель и Россия».
Член Ученого совета института.

Дю Елена Владимировна
Занимаемая должность — преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «Иностранный язык: английский». Наименование специальности — «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», квалификация «Лингвист, преподаватель».
Общий стаж работы — 6 лет.
Стаж работы по специальности — 6 лет.
Профессиональный интерес — преподавание иностранного языка для актеров и режиссеров.

Максаков Владимир Валерьевич
Занимаемая должность — преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «История литературы», «Теория драмы».
Наименование специальности — «История», квалификация: «Преподаватель истории».
Общий стаж работы — 4 года.
Стаж работы по специальности — 4 года.
Профессиональный интерес — драматургия в контексте современного театра и кинематографа.
Окончил ГОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет».

Запорожская Дарья Евгеньевна
Занимаемая должность — преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «Психология и педагогика».
Наименование специальности — «Психология», квалификация: «Психолог. Преподаватель психологии».
Общий стаж работы — 10 лет.
Стаж работы по специальности — 5 лет.
Профессиональный интерес — детская психология, психология зависимостей, системная семейная терапия, повышение психолого-педагогических компетенций педагогов.
Окончила ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» и магистратуру по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Лауреат Московского городского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог города Москвы −2016».

Кадровый резерв:

Павленко Александр Дмитриевич
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — доцент.
Преподаваемые дисциплины — «Режиссура и актерское мастерство».
Наименование специальности — «Культурно-просветительная работа», квалификация: «Руководитель театрального коллектива».
Общий стаж работы — 49 лет.
Стаж работы по специальности — 45 лет.
Профессиональный интерес — актерское перевоплощение.
Владеет организаторским опытом работы в учреждениях культуры, имеет постановки в профессиональных театрах, выпустил 10 актерских курсов, в том числе актерско-режиссерские.
Автор профессиональных психотехник актера и методик по режиссуре. Награжден почетными грамотами Министерства культуры РФ.
Член Ученого совета института.
Букатов Вячеслав Михайлович
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — профессор.
Преподаваемые дисциплины — «Общая педагогика», спецкурс: «Герменевтика».
Ученая степень — доктор педагогических наук.
Ученое/почетное звание — профессор.
Наименование специальности — педагогика и психология, квалификация: «Преподаватель педагогики и психологии».
Общий стаж работы — 42 года.
Стаж работы по специальности — 31 год.
Профессиональный интерес — искусство толкования текстов.
Прошел повышение квалификации в объеме 72 часов в ФГНУ ИСиО РАО (2014 г.).
Автор научных работ в области театрального искусства, разрабатывает программы для преподавателей уроков театра и социоигровые
технологии для театрального и общешкольного образования, имеет
постановки в театрах. Член Ученого совета института.

Ершова Александра Петровна
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — доцент.
Преподаваемые дисциплины — спецкурс: «Математическая логика в режиссуре».
Ученая степень— кандидат педагогических наук.
Ученое/почетное звание — доцент.
Наименование специальности — «Математика», квалификация: «Учитель математики».
Общий стаж работы — 43 года.
Стаж работы по читаемому курсу — 20 лет.
Профессиональный интерес — социоигровые технологии.
Автор книг: «Общение на уроке или режиссура поведения учителя», «Человек и его речь», «Обучение и воспитание актера по системе П. М. Ершова», «Хрестоматия игровых приемов обучения».
Руководитель театрально-педагогических мастерских «Режиссура как практическая психология». Член Ученого совета института.

Фомин Геннадий Анисимович
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — профессор.
Преподаваемые дисциплины — «Режиссура и мастерство актера».
Ученая степень — кандидат искусствоведения.
Наименование специальности — «Режиссура», квалификация: «Режиссер драматического театра».
Общий стаж работы — 40 лет.
Стаж работы по специальности — 40 лет.
Профессиональный интерес — синтез науки и театральной практики.
Выпустил 10 актерских курсов, в том числе актерско-режиссерские,
имеет постановки в профессиональных театрах.
Автор научных статей об искусстве театра, разработчик учебных
программ по мастерству актера и режиссуре.
Член Ученого совета института.

Фомина (Модестова) Галина Сергеевна
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — доцент.
Преподаваемые дисциплины — «Мастерство актера».
Наименование специальности — «Культурно-просветительная работа», квалификация: «Руководитель театрального коллектива».
Общий стаж работы — 48 лет.
Стаж работы по специальности — 48 лет.
Профессиональный интерес — театральная педагогика, раскрытие
актерского потенциала, воспитание личности.
Выпустила 11 актерских курсов, активно участвует в художественно-экспериментальной и научно-исследовательской работе кафедры.
Член Ученого совета института.

Камнева Татьяна Михайловна
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — старший преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «Сценическая речь».
Наименование специальности — «Культурно-просветительная работа», квалификация: «Руководитель театрального коллектива».
Общий стаж работы — 40 лет.
Стаж работы по специальности — 40 лет.
Профессиональный интерес — синтез сценической речи и мастерства
актера.
Автор учебных программ и профессиональных психотехник по
развитию творческого и интеллектуального потенциала студентов-
актеров, их способностей самостоятельно мыслить, осваивать сложные литературные тексты и создавать яркие художественные образы. Имеет многолетний опыт работы в качестве актрисы.
Член Ученого совета института.

Павленко Роза Порфирьевна
Школа П. М. Ершова
Занимаемая должность — доцент.
Преподаваемые дисциплины — «Сценическая речь».
Наименование специальности — «Культурно-просветительная работа», квалификация: «Руководитель театрального коллектива».
Общий стаж работы — 42 года.
Стаж работы по специальности — 42 года.
Профессиональный интерес — диалоги, раскрытие богатства
интонационных форм русской звуковой речи.
Автор методик по языковым характеристикам как средства
перевоплощения актера: делается акцент на границы фраз, богатство
речевых характеристик сценических образов, создаваемых актерами.
Член Ученого совета института

Мифтахутдинова Нататалья Ризатдиновна
Школа Б. В. Щукина
Занимаемая должность — преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «Режиссура и мастерство актера».
Наименование специальности — «Режиссура», квалификация: «Режиссер драматического театра».
Общий стаж работы — 35 лет.
Стаж работы по специальности — 20 лет.
Профессиональный интерес — кинорежиссура.
Имеет постановки в профессиональных театрах, владеет мастерством
актера, курс — А. Д. Павленко (Школа П. М. Ершова) и искусством
режиссуры, курс — Е. Р. Симонова (Школа Б. В. Щукина), окончила
Киношколу режиссера А. Н. Митты.
Автор киносценариев и драматургических произведений, работает
с профессиональными актерами, ставит спектакли, в том числе
по собственным пьесам, пробует себя как режиссер игрового кино.
Член Ученого совета института.

Дядянова Елена Алексеевна
Занимаемая должность — преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «Сольное пение», «Ансамблевое пение», «Музыкальная грамота», «История музыки».
Наименование специальности — «Вокальное искусство», квалификация: оперный певец, преподаватель по специальности «Вокальное искусство» (по видам вокального искусства: академическое пение).
Общий стаж работы — 6 лет.
Стаж работы по специальности — 6 лет.
Профессиональный интерес — вокальное искусство в театральной
практике.
Окончила ФГБОУ ВПО «Российская академия музыки им. Гнесиных», диплом с отличием. Автор методики «Постановка певческого голоса у обучающихся актерскому искусству».

Корнеева Дарья Дмитриевна
Занимаемая должность — преподаватель.
Преподаваемые дисциплины — «Мастерство актера».
Наименование специальности — «Актерское искусство», квалификация: «Артист драматического театра и кино».
Общий стаж работы — 1 год.
Стаж работы по специальности — 1 год.
Профессиональный интерес — совершенствование методики преподавания мастерства актера.
Выпускница НИТИ им. П. М. Ершова, курс — н. а. РСФСР, профессора Печникова Г. М., ректора института, профессора Дащинской Т. Н., к. п. н., доцента Гребёнкина А. В.
Исполнительница ролей и лабораторных программ Театра-Лаборатории «KLIKs», работает с детьми и подростками: преподает основы актерского мастерства в детской театральной студии «МЫ».
Член Ученого совета института.

Свидерская Нина Евгеньевна
Занимаемая должность — научный сотрудник.
Ученая степень — доктор медицинских наук.
Ученое/почетное звание — профессор.
Лауреат Государственной премии СССР.
Наименование специальности — «Нейрофизиология», квалификация: «Нейрофизиолог».
Общий стаж работы — 50 лет.
Стаж работы по специальности — 50лет.
Научный интерес — измененное состояние сознания.
В течение 8 лет являлась руководителем научно-практической
лаборатории НИТИ им. П. М. Ершова и непосредственным исполнителем
лабораторных программ по изучению нейрофизиологических
механизмов творчества, в своих исследованиях опирается на труды
ученых, в том числе зарубежных, большое внимание уделяет
открытиям К. С. Станиславского в области сверхсознательного и
разработкам кафедры в этом направлении.
Автор более 200 научных работ, разработчик уникальной методики
«Синхро-ЭЭГ», позволяющей улавливать тонкие изменения
функционального состояния мозга человека, находящегося в акте
творчества. Член Ученого совета института.

Послесловие

В Институте работает целая плеяда учеников П. М. Ершова, каждый из которых, продолжая дело своего учителя и являясь последователем его учения о театральном искусстве, создал свой стиль в передаче накопленных знаний и умений следующему поколению. Так сохраняется педагогическая традиция театральной Школы Ершова и развивается ее уникальная система подготовки актерских и режиссерских кадров.

Наряду с педагогической деятельностью представители Школы Ершова ведут обширную научно-практическую работу по изучению последних новаторских идей и теоретических разработок К. С. Станиславского, имеющих большое значение для дальнейшего развития театрального искусства. Полученные в результате исследования научные данные используются в образовательных методиках, научно-исследовательских и творческих работах педагогов и студентов. Тем самым обогащается теория и практика сценического искусства, расширяются горизонты художественного творчества, повышается качество театрального образования.

С каждым годом состав кафедры пополняется молодыми талантливыми специалистами, в том числе выпускниками Института. Их неподдельный интерес к театральному наследию вселяет надежду, что дело, начатое создателями учения о театре, не превратится в музейную ценность, а озарится новыми идеями и открытиями поколения NEXT.

Пускай старая мудрость направляет юную бодрость и силу,
пускай юная бодрость и сила поддерживают старую мудрость.

К.С.Станиславский